«Обрусение» Сибири началось с купцов — Калиниковых и особенно Строгановых. Получив в начале
XVI века в аренду от царя огромное пространство по рекам Каме и Чусовой, Строгановы для защиты своих владений от частых нападений с востока, для «бережения от ногайских людей и иных орд», стали посылать «охочих казаков» в Сибирь для строительства укрепленных городков по реке Тобол и его притокам.
Но к тому времени здесь образовалось обширное и довольно сильное татарское ханство, столицей которого был город на Иртыше под названием Сибирь, или Искер.
В 1581 году Строгановы пригласили к себе на службу атамана одного из казачьих отрядов Ермака Тимофеевича. Осенью 1582 года со своей дружиной Ермак разгромил многотысячные войска Кучума и овладел столицей Сибирского ханства. Хан бежал. Но вскоре, оправившись от поражения, перешел, как теперь бы сказали, к партизанской войне. В августе 1584 года в засаду попал и сам Ермак Тимофеевич и погиб.
Оставшиеся в живых русские вынуждены были покинуть Сибирь. Но их ратным трудом мощь Сибирского ханства была ослаблена, и вскоре оно распалось.
Парой годов позже начался новый этап завоевания и освоения Сибири. Трудами царских воевод по рекам Туре, Тоболу, Тавде, Пышме и Пяти один за другим стали строиться укрепленные городки. В 1586 году была основана Тюмень, годом спустя заложен Тобольск, в 1593-м — Пелым и Березов, в 1598-м — Верхотурье, затем Туринск. Вокруг возникших городков-крепостей возникали селения русских людей.
Однако заселение Сибири шло в те годы медленно. Немногочисленные русские села существовали в окружении татарских, остякских, вогульских стойбищ и поселений.
Православные люди соседствовали с мусульманами и язычниками, и в силу традиционной веротерпимости русских людей их общение с иноверцами зачастую бывало весьма тесным. Вогулы и остяки охотно принимали крещение. Но даже называя себя христианами, они сохраняли прежние языческие верования. А во вновь возникавших русских городках и селениях ни церквей, ни священников не хватало.
В то трудное для православных христиан время Матерь Божия снова явила Свою милость. Просиявшая во многих местах Своими чудотворными иконами, в 1636 году Она благоизволила принять под покров Свой и новопокоренную Сибирь, удостоив ее явлением Чудотворного Своего Лика, дабы благословением Божиим освящалась и сия страна.
Речь идет об Абалакской иконе. Многочисленными чудесами, происшедшими по молитвам перед этим образом, Небесная Царица возогревала веру православных.
В «Сказании об Абалацкой иконе» приводится следующий рассказ о явлении чудотворной иконы:
Не сразу Мария решилась рассказать о своем видении, боясь подвергнуться осмеянию. Спустя некоторое время последовало новое видение, затем еще одно. Устрашенная вдова поспешила рассказать о своих трех видениях священнику, прося его сообщить обо всем народу. Но иерей замедлил исполнить небесное повеление.
Тогда Мария отправилась к архиепископу Нектарию (Теляшину) и поведала ему при всем соборе о видениях, после чего рассказала о своих откровениях и всему народу. Когда Марии показали никогда не виденный ею прежде образ «3намение» Богородицы, она узнала в нем являвшуюся к ней Богоматерь.
Пока строилась церковь, промысел Божий чудесно уготовил и образ в новую церковь. Он был написан схожим с Новгородской иконой «Знамение», с тем лишь отличием, что на ней Божией Матери предстоят святитель Николай Чудотворец и преподобная Мария Египетская.
Уже в первые же годы Абалакская икона Божией Матери получила большую известность не только в Тобольске и его окрестностях, но и далеко за их пределами. По просьбе жителей святую икону часто стали уносить из Абалака на очень большое расстояние: в города Тюмень, Верхотурье, Туринск, другие места. А когда с Абалакской иконы Богоматери был написан список, то именно его стали носить по городам и весям Сибири.
Вскоре и от этого списка Абалакской иконы стали истекать чудеса. Позднее он стал известен как Семипалатинская икона. В дальнейшем с Абалакской иконы был снят еще ряд списков. Один из них находится и сейчас в Абалакском монастыре и называется «Наместница». Эта икона также почитается чудотворной. От нее и сейчас происходят чудеса исцеления по вере болящих.
Прославились чудесами и такие копии с Абалакской иконы Божией Матери, как Курганская, Боровская, Омская, Иркутская, Томская. Абалакская икона для православных Сибири — такая же святыня, какой почитаются в Европейской России иконы Богоматери Владимирская, Казанская и Смоленская.
Учреждение крестного хода с Абалакской иконой также связано с чудом. Произошло оно летом 1665 года.
Из-за проливных дождей хлеб, овощи, трава — все гибло. Народ приходил в отчаяние. Тогда обратились с молитвой к Пресвятой Богородице.
Тобольский архиепископ Корнилий послал в Абалак за чудотворной иконой. И когда 8 июля икона была принесена в Тобольск и перед ней был отслужен молебен, дождь прекратился.
В воспоминание об этой милостивой помощи Богоматери архиепископ Корнилий установил ежегодно 8 июля переносить образ «Знамение» из Абалака в Тобольск. А через две недели, накануне праздника Ильи Пророка, возвращать икону в монастырь.
Так продолжалось вплоть до 1918 года. Последний крестный ход состоялся уже в годы гражданской войны. Затем долгие восемьдесят лет перерыва. Но и в годы насаждавшегося безбожия находились люди, которые тайком проходили путь от Абалака до Тобольска, неся либо списки, либо фотографии святыни.
Возобновлены крестные ходы были в 1999 году. А в июне 2005-го состоялся водный крестный ход: Абалакскую икону на теплоходе провезли по Оби и Иртышу, по всем прибрежным населенным пунктам от Югры и Ямала до Салехарда.
Продолжение следует…