Родилась она в 1927 году. Трудное детство закалило ее и стало почвой, на которой выросли терпение и трудолюбие, простота, сострадание и любовь к ближним. Привычка к труду и тяготам помогли пережить трудности привыкания к суровым условиям начала освоения Тюменского Севера.
Когда в 1982 году Федосья Андреевна вышла на пенсию, осознала, что душа ее просит Бога. Было непонятно, как жить без храма. Всегда на Руси церковь являлась средоточием всей окрестной жизни, сюда несли люди все свои печали и радости. Тут, в крещальной купели, начинался их жизненный путь. Здесь протекали годы жизни. И отсюда начиналось последнее путешест¬вие — в вечность, к Богу, Его Свету.
«Начала я ездить в Томск и Тюмень, где были храмы, — вспоминает моя собеседница. — А после того, как побывали мы с соседкой Валентиной Лемешко в Тобольске, добиралась только туда. Сяду на поезд в шесть вечера и утром уже на месте, как раз успевала к началу молебна у раки святителя Иоанна Тобольского. Неделями жила в Тобольске, батюшек уже многих знала. И так мне захотелось, чтобы и в Нефтеюганске открыли храм!
С несколькими верующими женщинами разузнали, как это можно сделать. Нас семь человек было: я, Евдокия Кутергина, Васса Оглашенных, Людмила Осипенко, Валентина Мальчикова, Екатерина Гордейчук и ее сестра Валентина. Написали заявление, собрали подписи, отнесли в горисполком и стали ждать. Через некоторое время из Тюмени приехал уполномоченный по делам религии Николай Федорович Замятин.
Разрешение мы получили, сняли у Людмилы комнату, где можно было молиться. Богослужения проводили приезжающие из Тобольска и Сургута батюшки. Вечерних служб не было — только утренние. Батюшки и крестили, и отпевали…»
Через несколько месяцев, собрав деньги, группа верующих приобрела балок в 11 микрорайоне. Переустроили его под храм. Служить в нем был назначен иерей Стефан. Не всем нравилось соседство храма. Как-то на душе Федосьи Андреевны стало неспокойно: уж не случилось ли чего в храме? Своей тревогой поделилась с батюшкой. Подъехав, увидели — у храма два окна выбиты. Очевидцы рассказали, что сделал это сосед, по пьянке. Дети вызвали милицию, его и за¬брали. Батюшка потом застеклил окна. А сосед раскаялся. Придет в церковь, упадет на колени и ревет: «Господи, прости меня! Что я наделал…»
Когда на приход назначили иерея Николая Матвийчука, там закипела работа. Нашли во 2 микрорайоне домик, стали перестраивать под церковь. Федосье Андреевне часто приходилось дежурить одной. «Съезжу, получу пенсию — и опять в храм, — вспоминает она. — Обязанностей у меня было немало: дежурство, уборка; всех, кто приходил в храм, встречала как родных, помогала чем могла, служила людям. Столько судеб человеческих прошло через меня…»
«Делай что должно, а будет как Бог даст. На жизнь нужно смотреть как на длинный рабочий день. Земная жизнь дана не для наслаждения, а для познания себя и Бога, для определения себя к добру или злу. С Богом жить веселей» — Федосья Андреевна говорит это постукивая своей палочкой, смотрит строго, в глаза. Каждое воскресенье она приезжает на богослужение в Свято-Духовский храм. В ее маленьком мешочке всегда какие-нибудь сласти, которыми она угощает, прося помянуть ее родных.
Смотрю на ее старые, изработанные руки. Удивительный она человек. Как и современные праведники, рядом с которыми согреваются сердца заблудших и уставших от жизненных невзгод людей. Среди них много женщин. Жены-мироносицы. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал русских жен-мироносиц духовной опорой нашего народа.
Пока были силы, Федосья Андреевна ездила в паломнические поездки. Особые воспоминания остались у нее о поездке в Почаевскую лавру. Рассказывает, как в пещерку святого преподобного Иова Почаевского, основателя лавры, спускалась: «А руки какие у него теплые, хоть сколько веков уже прошло со времени его праведной кончины. Ох, матушка моя, какая там святость! Я как зашла, так и заплакала навзрыд. Как Господь касается души!»
Ей уже 92 года. Гляжу на нее и вижу в ней всех наших бабушек. Они славили Господа своей жизнью, своим трудом, веря, любя. И учили нас собственным примером, не словами — делами. Это они воспитывали в духе христианской любви детей, внесли весомый вклад в сохранение и преемство православной веры. Без них в СССР прервалась бы церковная жизнь. Низкий поклон нашим женщинам-христианкам, сохранившим в нашей стране преемство поколений в верности православию.