Но вначале вспомним историю. День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в 17 веке. Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, — было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей.
Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразило страну. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Православия и изгнать польских захватчиков из Москвы.
Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Под знамена Минина и Пожарского собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество крестьян. Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земное ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания. В конце февраля 1613 года Земской собор, куда входили представители всех сословий страны, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета).
Уверенность, что благодаря именно иконе Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых. По указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 гг., было установлено обязательное празднование
4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородицы за ее помощь в освобождении России от поляков.
Ответственны перед предками и потомками
С той поры минуло около четырех столетий. 4 ноября 2005 года в стране появился новый праздник. Вначале называвшийся днем примирения и согласия, он вскоре приобрел окончательное название — день народного единства. Праздник призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны (в России проживает 195 народов и народностей) о важности сплочения. Он также служит напоминанием о том, что только вместе можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия. И главное, праздник — хороший повод почувствовать себя единым народом. Ибо вызовов нашему единству сейчас немало.
Мир становится сложным и непредсказуемым, особенно сегодня, когда наблюдается крушение однополярного мира. Но и до этого, после 1612 года было нашествие Наполеона, Крымская война, первая и вторая мировые войны, и всегда российский народ проявлял силу духа, преодолевая тяготы, с которыми другие государства не встречались.
Сегодня новые угрозы. Они не столь очевидны, но возможные последствия их более страшны. После Победы советского народа в Великой Отечественной войне западная коалиция целенаправленно проводит политику на ослабление основы народного духа — самосознания личности. А это есть основа народного единства. Фальсификация русской истории, русофобия — старое оружие врагов России: ошельмование русской души, связанное с ее слабостями, и народного единства («Россия — тюрьма народов» и проч.). Идеологами западного мира насаждается «релятивизм»: можно все, что раньше запрещалось, считалось недостойным, безнравственным. Доходит до того , что нормы приличия сейчас надо доказывать и обосновывать (раньше они поддерживались традициями и считались само собой разумеющимися). Мы становимся свидетелями размытия границ добра и зла. Но жизнь без границ, в которых четко определяют, что норма, а что таковым не является, в человеческом обществе невозможна, оно деградирует. Страшно, что молодежь становится проводником идей, которые вредны прежде всего для них самих.
На отношения между поколениями начинают влиять колоссальные технические изменения. По мнению специалистов, в истории человечества не было подобного периода, когда молодежь могла считать себя более информированной, более квалифицированной, более технически подготовленной, чем старшее поколение. Все прошлые цивилизации, государства, племенные организации строились на передаче младшим опыта старших. И это вносит гигантское противоречие в единство социальное, которое и так страдает от низкого уровня жизни. Последствия того, что молодое поколение получает первичную информацию не от родителей, а от электронных устройств, тоже сказываются. Да и единства в информационном пространстве нет: каждый имеет свою информационную среду…
Что в «сухом остатке»? Язык общения, общие принципы нашего поведения в разных ситуациях, единство по отношению к великому прошлому и желание такого же будущего поддерживают наше единство. Мы хотим гордиться собой, и это у нас впереди. Ситуация начинает меняться. Но мы должны не забывать, что мир усложняется и простых решений в нем больше не будет.
Социологи и политологи считают, что мы должны научиться жить в парадигме сложного мышления. Идея одна — сохранение общества для наших потомков, потому что мы ответственны не только перед нашими предками, Они нам дали мир, в котором мы живем, мы благодарны им за это. Но мы должны передать мир, лучшим, — тем, кто будет после нас.