Очень часто цитируют строки Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
Вопреки мнению Тютчева Россия вполне поддаётся постижению умом, и её можно измерить «общим аршином», если «вписать» её в общую схему эволюции общества. Россия — страна служебно-домашней цивилизации, противоположной западной рыночной.
«Мы ленивы и не любопытны…» (А.С. Пушкин) И здесь невозможно согласиться. Русские за полторы-две сотни лет прошли по бездорожью, по неизведанной тайге от Урала до Тихого океана и добрались до Аляски и Калифорнии, преодолев расстояние от 7 до 12 тысяч километров. И неужели так можно называть русских, которые освоили шестую часть суши и дали миру Королёва и Гагарина?
В развитии страны много загадок и противоречий. К его особенностям относятся «рваный ритм», неустойчивое положение в мире. Это объясняется влиянием национального, служебно-общинного, характера, структурой и состоянием общественного духа, свойственным этой цивилизации.
Русский народ в своё время итальянский путешественник А. де Кюстин назвал «цветом человеческой расы». Вера и общинное устройство жизнедеятельности оказали большое влияние на существование русского многонационального народа и государства.
Если присмотреться к национальному характеру, увидим, что наш народ глух к опасности, угрожающей его национальному бытию. Почему? Возможно, великий народ в силу своей большой массы не чувствует эту опасность. Поэтому надо будить в себе, растить и осмыслять, «возгревать» национальное сознание. Не для самолюбования, а чтобы занять достойное место среди других народов, чтобы достойно существовать.
Многие эпизоды человеческой истории свидетельствуют о таких особенностях национального характера русских, как трудолюбие, удаль, героизм, способность к самопожертвованию, повиновению, всеотзывчивость.
Разве не оказывали русские помощь «братьям-славянам»? Разве не были готовы во имя «светлого будущего всего человечества» начать «мировую революцию»? Разве не приносили они жертвы во имя обороноспособности страны в советское время в соответствии с вечной мольбой в душе: «Только б не было войны»? Русские всегда с готовностью откликались на благородное, по их представлениям, дело, даже если это грозило им гибелью.
Трудолюбие. Россия самая холодная страна в мире, не считая Антарктиды. И чтобы выжить в ней, сколько нужно усилий! А сколько сил понадобилось, чтобы восстановить страну из руин после гражданской войны и Отечественной! Без героического самоотверженного труда русских людей от мала до велика это было бы невозможно.
Доверчивость, повышенное доверие к миру. Но доверчивость может быть пагубной, как в случае «строительства самого справедливого общества на Земле». Народ, поверив в марксистское учение, надорвался, строя коммунизм.
Помимо доверчивости, в увлечении марксизмом сыграло свою роль и сходство фундаментальных ценностей русской общины с ценностями, декларируемыми этим учением. Доверие к власти и слабое развитие инстинкта частной собственности: поверили большевикам, обещавшим землю тем, кто её обрабатывает (в результате были отлучены от частной собственности и почти полностью утратили желание и умение владеть и управлять ею), и демократам (обещали быстрое процветание, но русские люди оказались неспособны активно участвовать в захвате собственности).
И.Л. Солоневич определил основное свойство русской государственности как «умение уживаться с людьми». Однако русская уживчивость ограничена принципом «не замай» (т.е. не задевай, не трогай). Этот принцип выражен в словах
А. Невского: «Кто с мечом к нам придёт, тот от него и погибнет».
Но сейчас это правило надо менять. Нынешняя ситуация изменилась коренным образом. Русская мирная экспансия во внешний мир закончилась, а на русский народ обрушились мощные идеологические, экономические и социальные удары. Запущены процессы уничтожения (частично самоуничтожения) русского народа. Следовать прежнему правилу далее уже невозможно, приходится обороняться от «сильных и злых». И взаимодействовать с ними нужно на основе их же принципов: «С волками жить — по-волчьи выть».
Как важно духовное единство! Способствовать его формированию может понимание всеми русскими людьми своих подлинных национальных интересов. Важнейший из них — создание максимально благоприятных условий для духовного, социального и природного развития каждого гражданина России. Для этого нужно, помимо создания сильной экономики, напряжённо и постоянно осмысливать свою историю, свои успехи и промахи, свободно и заинтересованно обсуждать проблемы и перспективы развития
страны.
Пока этого не наблюдается. Происходит это от многовековой привычки полагаться на мнение лиц, облечённых властью («начальству виднее»). В России нет широкой традиции культурной и критической мысли, направленной на защиту народа (хотя есть привычка самобичевания).
Ответственность за это во многом лежит на интеллигенции. Вместо осмысливания интересов народа и поиска адекватных путей их реализации она занимается «европеичанием» (стремление искажать привычные формы народного быта и заменять их иностранными; на всё смотреть с иностранной, европейской, точки зрения) и устремлением к так называемым общечеловеческим ценностям.
Для развития нужно сформировать ясное национальное самосознание, сохранить за русскими право хозяйствования на собственной земле. Без национально ориентированного руководящего слоя это невозможно.
Россия и её народ оказались сейчас в самой сложной ситуации за всю их историю. Но великая страна и великий народ способны найти достойный выход из неё, чётко определив проблемы и ясно осознав свои интересы, выдвинув достойных лидеров и разработав реалистичные программы действий. Воля к жизни, свойственная русскому многонациональному народу на протяжении веков, должна проявить себя и в этот грозный час.