Специалисты этой российской некоммерческой организации более 20 лет работают с детьми из групп медицинского и социального риска. Миссия фонда — защита прав детей через повышение качества помощи детям и семьям, обеспечение условий нормального развития для каждого ребенка. Приоритетными задачами фонда являются содействие государственным органам в целях сокращения сиротства и жестокого обращения с детьми в России, развитие социально ориентированных некоммерческих организаций, институтов гражданского общества и социального партнерства в интересах детей.
В 2015 году фондом создано негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Национальный институт защиты детства».
Специалисты и руководство нашего учреждения заинтересовались инновацией данного института в работе с семьей и в соответствии с заключенными соглашениями о сотрудничестве приняли активное участие в реализации проектов «Родительский университет — дистанционное обучение родителей» (2017 год) и «Семейный университет» (2018 год).
Согласно данным Центра оперативных и прикладных исследований Российского общества социологов, в основе жестокого обращения с ребенком лежат педагогическая некомпетентность родителей, незнание элементарных основ детской психологии и педагогики, непонимание основных способов формирования у детей социальных норм и дисциплинированности.
Существует немало тренингов и школ для родителей. Но практика показывает, что значительная часть мам и пап не пользуются этими услугами. Посещение очных групп зачастую означает для родителей публичное признание и огласку имеющихся трудностей в воспитании вплоть до краха родительского авторитета. К тому же большинство занятий проходит в рамках дневного рабочего времени. В связи с этим родители, чей рабочий график совпадает с режимом работы тренинговой группы или проживающие удаленно от места проведения занятий, не имеют доступа к данным услугам.
Курсов дистанционного обучения родителей основам детской психологии, семейной педагогике и ненасильственному воспитанию в нашем городе нет. Дистанционные формы обучения в настоящее время применяются в основном при подготовке приемных родителей. Для простых мам и пап, испытывающих обычные трудности повседневного воспитания, педагогический ликбез в дистанционной форме используется крайне мало и бессистемно.
Психологи и педагоги Национального института защиты детства утверждают: именно дистанционное обучение позволяет обеспечивать конфиденциальность участия семьи, доступность и удобство режима обучения, опирается на психологическую готовность родителей искать информацию на интернет-ресурсах, способствует формированию минимально необходимых и научно обоснованных знаний об особенностях развития детей и о методах их воспитания.
Проект «Родительский университет — дистанционное обучение родителей» заключался в подготовке и реализации дистанционного курса обучения для родителей по формированию знаний о возрастных особенностях и потребностях детей, по овладению эффективными технологиями воспитания без физических наказаний и развитию родительских навыков ненасильственного воспитания.
Целевые группы проекта — дети и подростки, а также родители, испытывающие трудности в воспитании детей или допускающие различные формы жестокого обращения при воспитании ребенка.
Дистанционный курс состоял из трех блоков: «Дошкольное детство», «Младший школьный возраст», «Подростковый возраст». Для подготовки курса были использованы разработки Национального фонда защиты детей от жестокого обращения в рамках проекта «На пути к объединению семьи», реализованного в 2013-2015 гг., — программа занятий для родителей по позитивному родительству и ненасильственному воспитанию.
Каждый блок курса включал в себя серию из семи вебинаров по следующим темам: возрастные особенности детей и задачи на каждом возрастном этапе развития; понимание и разбор причин трудного для родителей поведения в этом возрасте; наказания и поощрения в процессе воспитания; формирование представлений о причинах и последствиях физических наказаний для ребенка; знакомство с особенностями формирования норм поведения и границ для детей данного возраста; знакомство родителей со способами и с приемами воспитания детей без применения насилия; как играть и общаться с детьми, как разговаривать о чувствах.
По каждой теме был разработан и адаптирован для дистанционного обучения теоретический и прикладной материал для самостоятельного изучения слушателями. В том числе краткие практические рекомендации по особенностям развития и воспитания детей, тестовое или практическое задание для усиления практического компонента формирования родительских навыков и компетенций в процессе обучения.
Проект «Семейный университет» в сфере родительского просвещения и поддержки семьи продолжает предыдущий проект Национального института защиты детства — «Родительский университет — дистанционное обучение родителей», расширяя географию и категории участников проекта.
Его цель — реализация дистанционных форм родительского просвещения, профессиональной поддержки семьи, направленных на развитие у родителей компетенций в сфере позитивного родительства и ненасильственного воспитания, навыков неконфликтного и безопасного социального поведения у детей.
После прохождения обучения родители приобретают:
• навыки активного и уверенного родительства, в т.ч. навыки установления доверительной связи с детьми, защиты детей в угрожающей ситуации;
• знание возрастных особенностей личностного и психологического развития детей, лучшее понимание их эмоционального мира и потребностей;
• поддержку специалистов в обучении и воспитании детей;
• возможность преодолеть психологические проблемы в воспитании детей, испытывающих сложности в социальной адаптации.
Дети приобретают навыки неконфликтного общения и безопасного поведения, в том числе:
• дошкольники — социальные навыки неконфликтного общения, различения незнакомых людей, обращения с оскорблениями, рассказа взрослому, распознания угрожающих ситуаций;
• школьники — социальные навыки неконфликтного взаимодействия, противостояния агрессивному поведению, оскорблениям, управления проблемными ситуациями, эмоциональными триггерами, навыки отказа от нежелательных действий.
В БУ ХМАО — Югры «Нефтеюганский центр социальной помощи семье и детям» в ноябре текущего года успешно реализован проект Национального института защиты детства (Москва) «Семейный университет» в сфере родительского просвещения и поддержки семьи.
В нашем округе в данном проекте приняли участие 21 учреждение, 12 из них — социального обслуживания.
• В интерактивных занятиях для старших дошкольников приняли участие 12 групп детей, или 220 ребят; для младших школьников — 15 групп детей, или 215 ребят.
• Вебинары для родителей дошкольников прослушали 91 человек; для родителей младших школьников — 121 человек; для родителей подростков — 103 человека.
Дистанционное обучение родителей — инновационный метод работы по формированию педагогической культуры родителей. Это способствует профилактике семейного неблагополучия, нарушения детско-родительских отношений и предотвращению жестокого обращения с детьми в семье. А также формированию позитивных навыков личной безопасности и ассертивного поведения старших дошкольников и младших школьников.
Вот некоторые отзывы родителей о проекте:
«…Очень заинтересовала тема сиблингов. Детские взаимоотношения внутри семейной системы — это зарождение специфичного поведения и внутреннего состояния будущего взрослого уже в собственной семье. Провели параллель в своей семье и семьях родственников, сравнили себя в детском возрасте с нами взрослыми. Действительно какие-то травмы по поводу братьев и сестер наложили отпечаток на взрослую жизнь.
Здорово, что у современных родителей есть возможность получать от специалистов такую жизненную, необходимую информацию, чтобы попытаться изменить или предупредить негативные последствия воспитания наших детей. А еще хорошо, если такой вебинар посмотрят бабушки и дедушки, ведь проблема любимчиков, т.е. разного отношения к внукам (соответственно, к двоюродным братьям и сестрам) затрагивает практически все семьи…»
«…Прослушали с супругом вебинары про подростков. Очень удобно: никуда не надо идти, записываться к специалистам, ждать… Тяжело сознавать, что детей менять поздно и что не надо этого делать, а менять-то надо себя, свое отношение. А выработанное годами отношение к определенным ситуациям менять сложно. Это невероятная работа над собой…
Специалисты грамотные, все доступно объясняли, приводили практические примеры — это я оценила. Все до одной темы были полезны. После вебинаров записалась к психологу на консультацию по налаживанию детско-родительских отношений в семье. Сейчас работаю очно по тем вопросам, которые оказались для меня наиболее сложными…»
Выражаем благодарность кураторам за качественную организацию мероприятий федерального проекта в учреждениях нашего города и округа, за своевременную сдачу отчетов, за ответственное отношение к процессу.
От лица всех участников проекта выражаем нашу общую признательность фонду и специалистам Национального института защиты детства за сотрудничество.
Уверены, курс «Семейный университет» станет основой модели дистанционного обучения родителей, обеспечивающей доступность минимально необходимых знаний о возрастных особенностях детей и об эффективных ненасильственных методах семейного воспитания в условиях конфиденциальности и психологического комфорта их донесения до слушателей.
Надеемся на дальнейшее сотрудничество с Национальным институтом защиты детства и благодарим Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения за возможность расти, развиваться, шагать в ногу со временем, а главное — приносить пользу родителям, ведь только у мудрых родителей вырастают счастливые дети!