Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, к тому же подобный прием эксплуатирует лишь слуховую память. Разучивая стихи, нужно использовать и другие виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не стоит забывать, что самая сильная память — эмоциональная. Значит, разучивание должно быть для ребенка делом веселым, а содержание — осязаемым, видимым, представляемым.
Воспитатели детского сада № 5 «Ивушка» А.Ю. Мурашова и И.Б. Шанина под руководством учителя-логопеда Л.С. Борисовой провели для родителей и детей мастер-класс «Учим стихи играючи». Мамы и папы знакомились с новыми, нетрадиционными формами и методами заучивания стихотворений.
Как учить стихотворение по картинкам? Об этом рассказали воспитатели, подбирая картинки вместе с родителями и детьми.
Стихи звучали на разную тематику: и лирические, и детские, и стихи-диалоги. При запоминании стихов хорошо помогают движения, и учитель-логопед познакомила с целым циклом под названием «Расскажи стихи руками». Родители и дети самостоятельно подбирали движения и рассказали несколько стихотворений.
Декламируя стихи, можно использовать театральную атрибутику, микрофон, диктофон. Для того чтобы ребенок умел правильно пользоваться интонационными средствами выразительности и передавать в своей речи различные чувства и переживания, родители вместе с детьми рассказывали стихи с разной интонацией: как роботы, как маленькие дети, с мимикой удивления и радости, страха и испуга. Ведь именно эмоциональная речь взрослых служит для ребенка образцом интонационной выразительности.
По мнению Л.С. Борисовой, человеческая память устроена так, что в ней крепко удерживаются зрительные образы и ассоциации. Поэтому использование символов при заучивании стихотворений помогает лучше и быстрее запомнить текст.
«Нарисуйте с ребенком стихотворение, — попросили педагоги родителей. — И вовсе необязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов».
Этот метод называется «мнемотехника», и он хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания. Не только стихи, но и сказки зарисовали и раскрасили родители вместе с детьми. Создали целую книгу своего творчества.