Родители задумались. Ведь многие считают, что главное при подготовке к школе — научить считать, писать, решать. Но когда у первоклассника появляются трудности в обучении, то оказывается, что ребенок не умеет самостоятельно думать, рассуждать, анализировать, сравнивать предметы и явления. У него недостаточно развиты внимание и память, зрительное и слуховое восприятие.
Педагоги предложили родителям будущих школьников принять участие в играх на развитие логического мышления и убедиться на собственном опыте, что это не так уж легко.
Начали с простых заданий: «Что общего у предметов на картинке», «Подбери пару», «Найди лишний предмет». Родители активно включились в игры. Работая над упражнением «Закончи предложение», предлагали разные варианты ответов. Было смешно и весело, когда понадобилось заселить шесть этажей домика точкой, палочкой, галочкой и раскрашивать фигуры. Родители отметили, что было довольно сложно выполнять некоторые задания. Не все одинаково их сделали, а значит, и мыслят по-разному.
Для детей с речевыми проблемами особенно актуально развитие словесно-логического мышления. Именно в этот период жизни интенсивно развивается связная речь, обогащается активный и пассивный словарь. Поэтому важно, чтобы ребенок, выполняя задание, учился рассуждать, логически мыслить, сравнивать и обобщать. С целью установления причинно-следственных связей и развернутых речевых высказываний были организованы игры «Закончи предложение» и «Что сначала, что потом». Затем родителям были предложены логические задачи, игры-ассоциации.
Сорок минут пролетело незаметно. Подводя итог, педагоги выразили надежду, что родители смогут активно тренировать способности своих детей к логике, ведь проведение подобных игр не требует никаких специальных условий. Играть с ребенком можно гуляя по улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, в поезде, по дороге в детский сад, готовя на кухне ужин и т.д. Важно выбрать игру, сложность которой соответствует возможностям ребенка.
Выполняя предлагаемые словесно-логические упражнения, малыш научится строить умозаключения, сможет развить нестандартность мышления, классифицировать предметы и явления, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи.
Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем выше окажется познавательная деятельность у ребенка.
Р. Выговская