Приходя в Сибирь, многие русские люди стремились испросить благословения у Пресвятой Богородицы на жизнь в новой для них стране. С упованием на Ее заступничество молились они перед чудотворным образом. И Матерь Божия являла свою помощь. Причем не только православным. Многочисленные чудеса, совершавшиеся по молитвам перед святыней, стали реальной проповедью православия, обратили к истинной вере не только многих язычников, но и мусульман, иудеев. Здесь, в Абалаке, укреплялись в нелегком подвиге просвещения народов Сибири светом Христовой веры многие сибирские миссионеры.
С первых дней своего явления, а было оно в 1636 году, Абалакская икона пребывала в той самой деревянной Знаменской церкви, построенной руками местных жителей по повелению Пресвятой Богородицы. Однако в 1680 году та церковь сгорела. Через три года на ее месте по указу царя Федора Алексеевича был заложен каменный храм — Знаменский. Он стал одним из красивейших храмов Сибири. В 1748-1750 годах по правую сторону от Знаменского храма была сооружена зимняя церковь в честь святителя Николая, а в 1752-1759 годах — колокольня с храмом в честь преподобной Марии Египетской.
В 1783 году по Высочайшему указу императрицы Екатерины II сюда был переведен Богоявленский мужской монастырь из села Невьянское Пермской губернии. Тогда же было определено и новое наименование монастыря — Абалакский Знаменский мужской монастырь. Одной из его главных забот было распространение в Сибири православия, просвещение ближних и дальних мест. Была открыта школа для просвещения светом Христовой веры инородцев. Здесь дети хантов, остяков, самоедов, татар обучались Закону Божию, чтению, письму. Учили их и ремеслам: столярному, токарному, портняжному, сапожному, слесарному, изготовлению кирпичей.
Абалакскую икону особо почитали святые царственные мученики. Перед этой иконой они неоднократно молились Матери Божией во время своей тобольской ссылки — с 6 августа 1917 года по 13 апреля 1918 года. Надо сказать, что первая встреча со святыней состоялась у государя еще в его бытность цесаревичем. Тогда, в 1891 году, возвращаясь после многомесячного путешествия вокруг Азии, он проехал через всю Сибирь, знакомство с которой произвело на него неизгладимое впечатление. По прибытии 10 июля в Тобольск цесаревич и его свита посетили Софийский собор, где в то время находился чудотворный образ, за два дня до этого принесенный крестным ходом из Абалака. И только после поклонения святыне началось знакомство с городом.
Четвертью века позже новая встреча с городом началась на пристани, куда царственные мученики прибыли на пароходе «Русь». Особым даром стал для царственных ссыльных список Абалакской иконы Божией Матери, изготовленный специально для государя вскоре после его прибытия в город. Этот список был с царской семьей все время ее пребывания в Тобольске, а затем и в Екатеринбурге и покинул Тобольск вместе с государем-императором. Сам же чудотворный образ еще семь месяцев оставался в Знаменском соборе монастыря.
В конце 1918 года Абалакская икона Божией Матери оставила место своего постоянного пребывания в монастыре. Случилось это по приказу адмирала Колчака, который незадолго до того был провозглашен верховным правителем России.
Восемнадцатый год был годом, когда в России разрасталась гражданская война. Страна распадалась. Дело доходило до того, что порой даже волости объявляли себя независимыми республиками. Большевики, узурпировавшие власть, раскалывали деревню, натравливая бедняков на зажиточных крестьян, возбуждали ненависть к «бывшим». Одновременно они стремились перевести российскую смуту в мировую революцию, раздували огонь национальных противоречий. Лозунг «Долой!» сотрясал Россию и сплачивал силы зла.
А противостояло этому шквалу разрушения безволие. Либералы и демократы, пришедшие к власти в феврале 1917 года, были «временными», чувствовали это и вели себя соответственно. Безволие и безразличие буквально парализовали русское общество.
Когда началось создание Добровольческой армии, вспоминал А.И. Деникин, русская буржуазия, к тому времени еще сохранявшая свои капиталы, пожертвовала всего… четыреста рублей, и то — для своей охраны! Русское офицерство, принесшее присягу на верность царю и Отечеству, большей своей частью предпочитало оставаться в тылу, а не подставлять грудь под пули красных. Вместо него в бой шли юнкера, кадеты и гимназисты. Казачество, гордившееся своими свободами и верностью царю, в действительности было озабочено охранением своих станиц, своих земель. Наступало время сенокоса или уборки урожая, и казачьи сотни оставляли фронт, возвращались на Дон, Кубань, Терек.
Такое безразличие и безволие, по сути, и породили красный террор. В результате этого террора капиталы купцов, банкиров и фабрикантов были изъяты. Большевики успешно провели операцию под названием «экспроприация экспроприаторов». Десятки тысяч офицеров, надеявшихся спасти свою жизнь, были расстреляны или потоплены на баржах. Жестокостью красных карательных отрядов, пулеметным огнем их тачанок, огнем артиллерийских орудий было произведено расказачивание России, уничтожено более миллиона казаков. В эту смуту Русская земля не дала ни нового Минина, ни нового Пожарского.
И все же было на Руси немало искренних людей, людей долга и чести. К их числу принадлежал и адмирал А.В. Колчак. Дворянин, ученый, опытный и смелый офицер, он был к тому же убежденным противником большевизма. Весной 1918 года Колчак оказался на Дальнем Востоке, где начали скапливаться силы, готовые выступить против власти Советов. Здесь он вошел в состав Русского эмигрантского правительства. Но из-за конфликта с атаманом Семеновым прекратил в нем свою деятельность и уехал в Омск, бывший в то время местом пребывания Директории, или Временного всероссийского правительства.
Директория являлась, пожалуй, единственным легитимным правительством России, но вскоре ее соглашательский характер восстановил против нее многочисленные офицерские организации Сибири. Для борьбы с большевиками требовалась сильная личность. Поэтому неудивительно, что, когда адмирал Колчак оказался в Омске, ему сразу же был предложен пост диктатора.
Верховный правитель России не имел политического опыта и питал настоящее отвращение к парламентским процедурам и демократическим ценностям. Колчак не верил ни в съезды, ни в выборы. Это был консерватор, осознававший, что реальной опоры в борьбе с большевизмом нет ни в одной из партий. Как и большинство умных и честных русских людей, он понимал, что нужна реальная идея, способная привлечь симпатии здоровой части коренного населения. Таковой он считал идею устройства в России государства на теократических началах. Адмирал полагал, что идея защиты православия и исконных духовных национально-патриотических традиций сможет объединить всю нацию.
С этим и связано перенесение сибирской святыни в Омск. Местом пребывания иконы был определен омский Успенский кафедральный собор. Здесь, в Успенском соборе, перед чудотворным образом в январе 1919 года Александр Колчак принял присягу как Верховный правитель России. К присяге его привел возглавлявший ВВЦУ архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшанский).
В Успенском соборе Абалакская икона находилась до ноября 1919 года. А затем ее пути теряются. И кажется, что в этом исчезновении видно неприятие Матерью Божией всякой междоусобной брани. И еще то, что истинной правды — Правды Божией не было ни с той, ни с другой стороны. Ведь забвение веры и даже безбожие, по существу, овладели умами всего русского общества.
Но Пресвятая Богородица не оставила русский народ. И тем, кто оставался в стране, на долгие десятилетия попавшей под власть воинствующего атеизма, под власть разрушителей традиционных устоев нашей жизни, и тем, кто вынужден был покинуть Родину, оставить все, что было дорого и свято, Небесная Царица даровала списки Своего чудотворного образа, которые также прославились чудотворениями.
Продолжение следует…