— Сергей Юрьевич, нефтеюганцы знают Вас в первую очередь по работе в Думе округа. Что Вы считаете самым главным достижением за эти годы?
— Проделана большая работа, и выделить из нее что-то одно невозможно. Каждый проект, что проходил через наш комитет, через фракцию «Единая Россия», — это словно наш ребенок, которого надо было вырастить, воспитать и отдать в люди. Поэтому к каждому из них мы относились бережно и старались, чтобы любое наше детище служило на пользу югорчанам, не создавало препоны, а наоборот, помогало разрешить различные ситуации в регулировании законодательства Югры.
— Многие горожане удивлены тем, что человек с такой успешной карьерой на окружном уровне пришел работать в муниципалитет. Почему Вы решили стать главой города, а не продолжили деятельность в органах региональной власти?
— Девять лет я являлся депутатом Думы ХМАО-Югры. За годы на руководящих постах в партии и Думе округа накопил немало знаний и чувствую в себе потенциал для того, чтобы стать главой города. Прекрасно понимаю, что работа ответственная и требует огромной самоотдачи. Быть хозяйственником в какой-то мере сложнее, чем политиком и законодателем. Необходимо разобраться в каждой проблеме, изучить ее с разных сторон и найти решение.
— Жители нашего города возлагают большие надежды на нового руководителя. Согласно опросу многие нефтеюганцы хотели бы, чтобы глава навел порядок в работе управляющих компаний, в сфере ЖКХ. Волнуют их и вопросы благоустройства города. Вы, Сергей Юрьевич, живете в Нефтеюганске 23 года, поэтому многие городские проблемы Вам известны. На какие из них Вы обратите свое внимание в первую очередь?
— Прежде всего — на проблему ветхого жилья. Сносу подлежат 269 домов. Чтобы организовать задел в строительстве жилья, нужно найти не только территории, но и честных застройщиков. Те, которые уже взяли на себя обязательства по сносу ветхого жилья в 4 мкр., их не выполнили. Предъявляем им требования в судебном порядке.
Решение проблемы ветхого жилья требует нового подхода. Необходимо заинтересовать каждого горожанина, проживающего в ветхом жилье, в финансовом участии в соответствующей программе. Полностью же рассчитывать на бюджеты муниципалитета и округа не стоит, поскольку они не безграничны. Да и те финансы, которые выделяются, не позволяют снести и построить дома. Считаю, должна появиться наша муниципальная программа, и правительство округа такую программу позволяет разработать. Предполагается, что это будет совместное участие горожан, проживающих в ветхом жилье, города и округа.
Не секрет, что в ветхом жилье живут и люди с хорошим достатком в ожидании того, что квартира будет дана бесплатно. Ждать можно долго, но если государство на законодательном уровне требует обеспечения жильем малоимущих граждан, то в отношении остальных нужен несколько иной подход. Иначе ни в 2020-м, ни позднее эти дома снесены не будут. Нужно искать инвесторов, которым интересно здесь строить жилье. А интересно им будет, если появится живой рынок, когда люди начнут хотя бы частично вкладываться в приобретение жилья.
— По-прежнему актуальной остается в нашем городе проблема транспортного обеспечения. Особенно страдают жители удаленных от центра районов, которым порой приходится ждать автобусов по 40-50 минут.
— На протяжении многих лет эта проблема не решалась. Вместе с депутатами мы приняли решение о том, что будет создан проект, который полностью изменит подходы к организации пассажирских перевозок, и в ближайшее время предъявим дорожную карту.
Наша задача — сделать пассажирские перевозки удобными для каждого горожанина. При этом мы не забываем о льготных категориях жителей, потому что считаем: наши пенсионеры заслуживают особого внимания. Что касается их проезда на дачи, думаю, нужно, чтобы этот вопрос был эффективен и для льготных пассажиров, и в то же время не обременителен для бюджета города и транспортных предприятий.
На сегодняшний день у нас в сравнении с другими муниципалитетами очень невысокая плата за проезд, тогда как расходы на содержание транспорта большие. Считаю, что прежде всего нужно отказаться от необоснованных затрат. Множество автобусов возят воздух, некоторые — старые и непригодны для перевозок, а тем временем на их содержание тратятся огромные финансы. Возможно, следует изменить виды автобусов.
Кроме того, необходимо просчитать все маршруты, часы пик и даже, при необходимости, выстроить новые графики движения автобусов. Например, в Ханты-Мансийске не бывает такого, чтобы жители ожидали автобуса более 10 минут. Вот и нам стоит изучить опыт наших соседей и, поняв, каким образом они успешно решают проблемы в таких же северных условиях, взять его на вооружение.
— Сергей Юрьевич, работа нового руководителя начинается с кадрового вопроса. Не секрет, что из прежних управленцев остался только один человек. Вы набираете новую команду?
— Да. Я благодарю команду, которая работала до моего прихода и сделала определенные наработки, но сегодня необходимо менять подходы, думать по-иному. Представители предыдущей команды по собственному желанию приняли решение уйти.
— А какой Вы предпочитаете стиль руководства: авторитарный или демократический?
— В зависимости от ситуации. Если я вижу, что в своих решениях нахожу поддержку у собственных подчиненных и непосредственно среди исполнителей, я демократичен. В случае если ситуация не меняется, не происходит ломки стереотипов и не возникает желания посмотреть на ситуацию с другой стороны, я готов применять жесткие, непопулярные меры. И все для того, чтобы была достигнута цель, которую будем ставить совместно с депутатами города и общественниками.
— Как Вы будете выстраивать работу с общественными организациями?
— С общественниками велась активная работа и до меня, и она будет продолжаться. Знаю многих людей, которые неравнодушны ко всему происходящему в городе, их мнение для меня очень важно. Главное — чтобы мы установили баланс между простым «хочу» и «мы можем это сделать именно так». Важно найти компромисс, ту золотую середину, которая удовлетворит желания и потребности горожан и возможности бюджета и иных ресурсов города.
— Вместе с другими вновь избранными главами муниципалитетов Югры Вы недавно встречались с губернатором округа Натальей Комаровой. Какие наказы она дала вам? Какие обозначила приоритеты?
— В первую очередь это поиски инвестиций, которые позволят муниципалитетам реализовать важные проекты. А для этого необходимо сделать наш город инвестиционно привлекательным. Это касается и пассажирских перевозок, и строительства жилья, и создания торгово-развлекательных комплексов.
Нужно осознать, что администрации далеко не все вопросы под силу решить за свой счет. Либо их решение растянется на долгие годы, либо оно будет поверхностным и проблема останется. В создании инвестиционного климата необходима серьезная и кропотливая работа. Каждое направление, которое приносит в город деньги, муниципалитет обязан развивать, при этом создавая наиболее благоприятный климат, чтобы инвесторы имели возможность не только вложить свои деньги, но и получить прибыль. Уже сегодня инвесторы работают в энергосекторе. Есть большие компании, готовые вкладывать свои ресурсы в инфраструктуру города, в его энергоэффективность, в сферу ЖКХ.
Ведь что такое концессия? Это не просто аренда, имеющая большую инвестиционную составляющую. Концессионеры, берущие наше имущество, должны не только его сохранить, но и вложить в него большие инвестиции и сделать его использование более эффективным. Но самое главное — по окончании концессии все созданное остается в собственности города. Выбор любого концессионера будет происходить не в тишине наших кабинетов, а через широкие общественные объединения, посредством работы с депутатским корпусом.
— Качество холодной воды — одна из ключевых проблем города. Когда у нефтеюганцев она наконец-то будет чистой?
— На сегодняшний день проводятся пусконаладочные работы. По сути, монтаж, установка всего оборудования на нефтяном водозаборе завершены. Главное — получить воду необходимого качества, соответствующего требованиям СанПиН. Скажу честно, в целом система еще не работает и официально она пока не введена в строй. Водозабор полностью реконструирован, введено новое уникальное оборудование с очисткой, но в полном комплекте все это ни разу до сих пор не запускали. Только после запуска поймем, что мы в итоге получили от всех вложений.
— Что же этому мешает?
— Отмечу, реализация проекта такого уровня — дело серьезное. Что-то из оборудования нельзя было вводить в эксплуатацию, а что-то пришлось сразу запустить на работающем водозаборе. Возникли поломки, оказалось, что-то изначально было неправильно спроектировано, а какие-то механизмы не смогли совместно функционировать. Сейчас необходимо привести все это в единый цикл. К сожалению, без таких шероховатостей подобные масштабные проекты обходятся редко.
Сейчас я провожу совещания, стараюсь направить процесс в нужное русло. Работаю и с теми, кто этот процесс реконструировал и осуществлял, и с теми, кто на сегодняшний день работает наладчиком, и с теми, кто эксплуатирует водозабор. Это большой и сложный механизм, поэтому сказать, что он сразу заработает, будет неправдой.
Водозабор функционирует, но стоит вопрос в точной застройке элементов, которые позволят на конечном этапе доставить до потребителя питьевую воду.
— Каждый новый руководитель смотрит на старые проблемы свежим взглядом и пытается их решить. Что поддерживает Вашу уверенность в том, что все задачи Вам будут по плечу?
— Уверенность, что эти проблемы решаемы, должна быть у каждого, кто приходит на пост главы города. Пути их решения проходили многие главы муниципалитетов. Главное — желание принять и перенять их опыт. Я понимаю, что по мановению волшебной палочки ничего не решится, но стремиться брать самое лучшее и реализовывать на своей территории вполне возможно. А еще важно не бояться пробовать различные, порой нестандартные подходы в решении задач.
— Удачи Вам во всех начинаниях!