Мужи разума и силы, на которых народ искренне возлагал свои упования, трусливо, безмолвно сходили со своих командных позиций, не предпринимая ничего в защиту народных прав и святынь… Один лишь патриарх Тихон мужественно остался на своём священном посту и встал на защиту русского народа, его прав и святынь… Воодушевлённое слово и героический пример возымели своё действие. Он умел рождать героев, которые шли и заступали места выбывших из строя и продолжали священное дело почивших…»
Василий Белавин (мирское имя патриарха) родился в 1865 году в семье священника в Псковской губернии. Рукоположён в1897 году в епископа Люблинского. Почти
10 лет своего архиерейского служения провёл в Северной Америке, мудро руководя паствой. Преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные отдалённые приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых и величественный Свято-Никольский собор в Нью Йорке. Его паства в Америке возросла до 400 тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращённые из униатства словаки и русины. А также коренные жители: креолы, индейцы, алеуты, эскимосы. Возглавлял Виленскую кафедру, служил в Ярославле, Москве.
«Синод любить невозможно, хотим патриарха»
Наступил тревожный 1917 год. На открывшемся 15 августа Соборе РПЦ был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси, упразднённого 200 лет назад царём Петром Первым. Мнение народа на соборе выразили крестьяне: «У нас больше нет царя, нет отца, которого мы любили. Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим патриарха».
Время было такое, когда всё и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду. Страх пред грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрёкот пулемётов избирается первосвятитель земли Русской – патриарх Тихон.
Самоотверженное свидетельство истинной веры
Свою работу собор начал в августе 1917 года, а закончил уже в сентябре 1918-го. За это время политическая ситуация в стране радикально изменилась: к власти пришли большевики, разразилась гражданская война, начались гонения на церковь. И на соборе произошло переосмысление революции. К ней начали относиться не просто как к политическому вопросу, смене формы правления, а как к явлению мистическому, духовному. Противопоставить ему можно было не силовую борьбу, а самоотверженное свидетельство истинной веры, вплоть до принятия мученической смерти. Эта позиция, сформулированная и освящённая на соборе, оказалась одним из самых важных, судьбоносных его плодов.
Первосвятитель тяжело переживал отступление народа от веры. Призывал русских людей к покаянию. Для подъёма в народе религиозного чувства по благословению патриарха устраиваются грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимает участие святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укреплял духовно паству.
Через тобольского епископа Ермогена патриарх посылает государю и его семье просфору и своё благословение. А узнав о расстреле царственных страстотерпцев, обращается к всероссийской пастве осудить это злодеяние и молиться об упокоении рабов Божиих, за веру и церковь православную убиенных.
Изобличать действия, основанные на насилии
До сих пор историки недоумевают, почему патриарх Тихон не благословил Белое движение. Он не сделал это тайно, не сделал, когда Деникин был в двух переходах от Москвы. И это часть его подвига, потому что в той войне не было правых. Все эти люди принимали участие в русской смуте. Генерал Корнилов арестовывал царскую семью, кто-то ходил с красным бантом. Но общее поражение, по признанию самих его участников, было по причинам нравственным.
В дни массовой апостасии патриарх Тихон говорил, что долг Церкви –
«указать на отступления людские от великих Христовых заветов любви, свободы и братства, изобличать действия, основанные на насилии и ненависти, и звать всех ко Христу». Сам был готов к гибели ежедневно. Призывал обе стороны братоубийственной войны прекратить насилие, осудил Брестский мир.
Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, патриарх благословил жертвовать церковные ценности, но выступил против посягательств на святыни и народное достояние.
Интересный факт: когда начался страшный голод в Поволжье, летом 1921 года святейший обратился с письмом к епископу Нью-Йоркскому и архиепископу Кентерберийскому, которых лично знал, за помощью. Текст обращения был опубликован в газете «Нью-Йорк таймс» и тут же получил отклик от Герберта Гувера, возглавлявшего благотворительную организацию «Американская администрация помощи». Следующим летом помощь едой, одеждой, обувью, медикаментами – всего на 50 млн. долларов – начали получать 11 миллионов человек. Власть постаралась не заметить этого.
Гонения, три покушения, бесконечные допросы, аресты, тюремное заключение, попытки дискредитации в глазах верующего народа подорвали здоровье святейшего. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах. 12 апреля патриарх Тихон был торжественно погребён в московском Донском монастыре. Проститься с любимым пастырем пришли сотни тысяч людей…
Вместо эпилога
На иконе, фотографиях патриарха мы видим лицо самого народа, весь его облик дышит сердечной простотой, смирением. Он любил людей, не разбирая, какого они звания и на «чьей стороне», молился и за врагов. Был Промысел Божий в том, что в это тяжёлое время патриархом стал человек простой, добрый и весёлый. Эти черты и отличали патриарха Тихона: любовь к миру, спокойствие, радость, готовность поддержать другого человека. Но он был твёрдым и непримиримым, когда речь шла о защите Церкви.
Господь показал, что самое главное в такие трудные времена – хранить мир душевный, радость и быть готовым, когда вокруг всё рушится и непонятно, что происходит, хотя бы самому нести этот свет Христов, быть созидателями, а не разрушителями. Главной заслугой патриарха Тихона является то, что в абсолютно неблагоприятных, враждебных по отношению к Церкви условиях он сохранил единство Церкви, не поддался на лесть обновленческого раскола.
Его прославление произошло на Архиерейском соборе Русской православной церкви 9 октября 1983 года, в день преставления ап. Иоанна Богослова, которого ещё называют апостолом любви. И в унисон апостолу, который говорил: «Дети, любите друг друга. Это заповедь Господня», – последние слова патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей святой православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет святое имя её, чистота подвига её чад и служителей!»
Валентина Хрусталёва