Название выставки не случайно: каждая студия декоративно-прикладного искусства муниципального бюджетного учреждения культуры «Центр национальных культур» представила самобытные авторские изделия, созданные воспитанниками и их руководителями.
«Мы бережно сохраняем и развиваем народные традиции. Выставки декоративно-прикладного искусства у нас проходят в разных форматах и на разных площадках, — рассказала заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Алла Кошкина. — Воспитанники студий не только постигают основы и навыки старинных ремесел, постепенно приобщаясь к богатым народным традициям, но и осваивают различные современные техники и материалы».
Первое, что бросается в глаза, — панно, созданные в лоскутной технике воспитанниками студии «Чудеса из лоскутка» под руководством Елены Медведевой. Здесь и посвященная всем защитникам Родины работа «Богатыри земли Русской», и панно «Хозяин тайги»,
изображающее символ нашего города — медведя, сказочные «Русалочка» и «У Лукоморья».
Авторские лоскутные одеяла и подушки, выполненные в народном стиле, украсят интерьер любого дома, разноцветными прихватками и салфетками можно декорировать кухню, а на подушках-игрушках приятно не только отдохнуть, но и поиграть детям.
К слову, лоскутное шитьё начало активно развиваться еще в XIX веке, тогда этим видом рукоделия увлекалась супруга Петра I Екатерина. В подарок царю она смастерила лоскутное одеяло.
Мастерила поделки из тканей и спутница жизни гения русской поэзии Александра Пушкина — Наталья Гончарова. А сейчас яркие художественные изделия из лоскутка, созданные кропотливым трудом воспитанников студии, радуют посетителей выставки.
Старинным способам ручной лепки из глины обучает на занятиях народной самодеятельной студии «Очаг» Ирина Шафикова. Поражает разнообразие цветов и оттенков этого удивительного, очень пластичного природного материала — от красновато-коричневых и розовых до белых и слоновой кости.
Прошедший творческий сезон был весьма насыщен: студийцы освоили технику теснения рельефа, работу с глазурью, технику ажурного пласта и многие другие секреты
мастерства. А самое интересное, чему они научились, — технология изготовления традиционной народной игрушки.
Воронежскую барыню вы узнаете по головному убору со спирально закрученными краями. Этот капор является символом плодородия и считался оберегом. Расписывают воронежскую игрушку красками пастельных тонов, а орнамент в виде солнца, земли с зернами, дождя выполняют насечкой по сырой глине.
Романовская игрушка родом из Липецкой области, представляет собой женскую фигуру — «романушку». На ней традиционный романовский костюм: красная кофта, яркая юбка, пестрые атласные ленты и блестящие бусы. Для ее росписи используют специальную краску — серебрянку.
Букеты и декоративные композиции, дивные солнца, необычные геометрические конструкции — и все это из соломы! Впрочем, нет слов, чтобы передать ощущение волшебства соломоплетения, которое испытываешь в окружении творений членов народной самодеятельной студии «Золотая соломка» под руководством Аллы Кошкиной.
Каждого, кто побывал на выставке, завораживают парящие соломенные «птицы счастья» и легкие, почти невесомые соломенные подвесные конструкции — «пауки». В давние времена у последних было особое предназначение: оберегать жилье и гармонизировать пространство. «Паука» подвешивали над колыбелькой ребенка и над головами молодых во время свадьбы.
Существовало поверье, что в его паутине запутываются все несчастья и болезни.
А «птица счастья» у русских людей издревле была хранительницей семейного счастья и благополучия. В каждом из этих символов закодирована сила традиций предков.
Воспитанники студии «Золотая соломка» в этом году познакомились с историей изготовления соломенных шкатулок. Данный промысел начал развиваться в России в XX веке на Вятке, в селе Камешница Оричевского района. Овладевая этим уникальным ремеслом, ребята открывают для себя новые перспективы на будущее, ведь как гласит народная пословица: «Ремесло не коромысло: плеч не оттянет, а само прокормит».
Плетение из бисера, вышивка, валяние из шерсти, ткачество — эти и многие другие техники старинных дамских рукоделий составляют основу работы студии декоративно-прикладного искусства «Контрасты». Ее руководитель Светлана Руденко в процессе обучения использует как классические приемы, так и более современные методики.
Неисчерпаемая череда идей и замыслов: и вышитые нитями, бисером и пайетками картины по иллюстрациям художника Юрия Васнецова, и тканые дамские сумочки, декорированные бисером, и традиционные женские веночки из фоамирана, символизирующие каждое из времен года.
Выставка «В каждой избушке свои игрушки» — это роскошь, стиль, рукотворность. Это волшебные руки воспитанников студий, помноженные на талант их руководителей.
«В студиях декоративно-прикладного искусства Центра национальных культур занимаются не только дети, но и желающие всех возрастов. Ребята набираются опыта и мудрости у взрослых, а те, в свою очередь, идут в ногу со временем, с новыми технологиями. Получается доброе общение, — подчеркнула Алла Борисовна. — Мы приглашаем всех посетить наш центр и записаться на занятия в наши коллективы. Обещаем: вы получите массу удовольствия».
Присоединиться к коллективам лучше в начале творческого сезона, то есть сейчас. И тогда вы сможете пройти весь путь творческого развития — от изготовления простых изделий до создания настоящих произведений декоративно-прикладного искусства.