Последнее время супермаркеты стали раем для покупателей: всюду скидки, мегавыгодные предложения и прочие радости. Однако не стоит быть настолько доверчивыми. Представьте себе, что у вас есть магазин. И вы, скажем, заказываете шоколад по закупочной цене 50 рублей за плитку. Станете ли вы продавать ее за 30 рублей? Или, может быть, за покупку двух штук дадите третью в подарок?
Конечно, бывает, что предприниматели распродают товар, тогда скидка вполне реальная, но цена уж точно не может быть меньше закупочной. Поэтому каждый раз, когда вы видите заветное «Sale» (от англ. «распродажа»), стоит хорошо подумать, действительна ли заявленная выгода.
Два по цене одного
Рассмотрим конкретный пример: 2+1, 3+1 и т.д. Почему эти акции идут в угоду в первую очередь магазину? Да потому, что заставляют покупателя брать больше одной единицы товара. Когда магазин просто дал вам скидку в 30 или 50%, у вас есть выбор: купить одну, две или три штуки. А тут вы по умолчанию должны взять сразу две или три. И хорошо, если они вам нужны. А магазин вам просто продает два товара со скидкой 50% каждый или три дешевле на 30%. В то же время в соседнем магазине вам могут предложить ту же скидку, но за один товар, и вам не придется покупать четыре йогурта, которые вы, возможно, не съедите.
Еще один фокус супермаркетов — спрятанный ценник. То есть по факту вы его видите, но на деле все оказывается иначе. Возьмем опять йогурт, цена которого по акции 27 рублей. Вы берете побольше: дети, внуки очень любят такие вкусности. Да и самому почему бы не перекусить перед выходом на работу или вечером. Берете по три штуки: со вкусом персика, клубники и черники. Но на кассе оказывается, что скидка только на йогурт с черникой, а остальные по обычной стоимости — 37 рублей.
А дело в том, что ценники на полке расположены таким образом, чтобы вы увидели заветный значок «%» и нужную сумму, но не обратили внимания на слова «с черничным вкусом» мелким шрифтом. Конечно, можно выложить товар, но ведь вы уже представили себе, как вечером откроете заветную баночку. Да и очередь за вами выстроилась к кассе, зачем всех задерживать? Поэтому вы, скорее всего, возьмете все по той цене, по которой предлагает магазин.
Совет для этого случая: если в супермаркете есть прайс-чекер (устройство для покупателей, где по штрих-коду вы сами можете узнать цену), обязательно сканируйте товар до того, как отправиться к кассе, чтобы избежать «скидочных» сюрпризов. Если же его нет, не стесняйтесь уточнить стоимость у сотрудников торгового зала.
Скидки на входе
Заходя с работы в супермаркет за булкой хлеба, мы невольно натыкаемся на стойки с акционным товаром. Порошок с 50-процентной скидкой и средство для мытья посуды за 59 рублей. Ну как можно пройти мимо?! Естественно, вы берете и то и другое и двигаетесь дальше. Это типичный способ завлечь покупателя. Зачастую на таких прилавках лежат товары общего спроса, которые действительно многим нужны.
Как это работает? По статистике, люди импульсивно охотнее расстаются с маленькими суммами, чем с большими. Зато, даже если покупатель схватит у входа пару недорогих вещиц, которые приобретать не планировал (хотя они реально могут ему пригодиться), у магазина уже вырастет прибыль, так как вслед за одним то же сделают еще 100 человек.
И это уже не говоря о том, что стеллаж с хлебобулочными изделиями почти всегда находится в другом конце магазина! Это сделано с целью, чтобы вы по пути за товаром первой необходимости прикупили еще парочку по акции или, может быть, даже по обычной цене.
Совет: если вы точно знаете, что можете попасться на уловки магазина, берите с собой определенную сумму денег, рассчитанную на сегодняшние покупки с небольшим запасом. А на ценнике всегда должно быть указано, до какого числа продлится акция. И если она заканчивается не сегодня, у вас будет время прийти домой, оценить запасы жидкости для мытья посуды и понять, нужно ли завтра за ней вернуться.
Магия ценника
Желтый и красный — мы все знаем, что это цвета сниженной цены. И такие товары привлекают нас в первую очередь. Это работает следующим образом: вы очень любите конкретный шоколад, который стоит недешево, но при наличии на нем желтенького ценника вы обязательно положите его в свою корзину, хоть скидка на него составляет всего 5-10 рублей.
Ну и самая главная магическая особенность — визуальное уменьшение. Например, вы покупаете сахар по 39 рублей за килограмм. Ваш мозг воспринимает полный десяток — 30 рублей. И вы машинально хватаете пять пачек, ведь недорого. Но 39 — это почти 40! Следовательно, за пять килограммов вы неосознанно переплачиваете порядка 50 рублей, и сумма в чеке вас удивит.
Этот же фокус работает в магазинах одежды и бытовой техники. Вы никогда не думали о том, почему в фирменном магазине куртка стоит 5999 рублей? А телевизор — 39 999 рублей? Причина та же, только здесь уже мы обманываемся на тысячу рублей.
Совет: всегда округляйте стоимость товара! Ведь если в вашем чеке, скажем, десять позиций, то визуальный обман составит почти 100 рублей.
Перестановка
Представьте ситуацию: вы заходите в привычный для вас магазин купить, например, яйца и проходите к конкретной полке, точно зная, что найдете товар именно там. Однако на привычном месте теперь лежит сахар. Что дальше? Вы начинаете осматривать все стеллажи в поисках того, за чем пришли. А значит, обойдете еще парочку отделов и прикупите что-нибудь незапланированное. Этот трюк супермаркеты используют нередко.
Совет тот же: покупайте то, за чем пришли, на конкретную сумму, которую предполагаете потратить.
Знание — сила
Дабы понимать, насколько выгодную покупку предлагает сделать вам магазин, необходимо знать хотя бы приблизительную стоимость товара. Нередко предприниматели сначала завышают цену, а потом делают скидку — и реальная выгода составляет не более 10%, хотя заявлены все 35%, а то и больше. Поэтому старайтесь запоминать, что, где и сколько стоит.
Учитывайте также следующее: если в одном супермаркете дешевые колбасные изделия, то, например, молочные будут стоить на порядок дороже. Здесь акцент на том, что вы вряд ли пойдете в магазин на другой конец микрорайона, чтобы еще и молоко со скидкой купить. Выходит, вы возьмете колбасу по акции, а молоко дороже, и магазин не потеряет ни копеечки. Но и вы никакой выгоды не получите.
Совет: движение — жизнь. Хотите сэкономить — запоминайте, что, где и сколько стоит. Если располагаете временем и силами, то не ленитесь прогуляться и зайти в два магазина. Тогда ваша экономия существенно вырастет.
И еще: сетевые супермаркеты всегда выпускают печатные журналы, где указывают все свои выгодные предложения. Выходя из магазина, прихватите с собой этот журнальчик. Полистайте его дома, в спокойной обстановке, где ничто не сбивает вас с толку. А сравнив несколько журналов из разных магазинов, вы уж точно будете знать, где выгоднее купить колбасу, а где яйца.
Пакет
Как бы ни было странно, но на пакетах супермаркеты тоже зарабатывают немало. В нашем городе есть магазины, где цена за самый большой пакет достигает восьми рублей за штуку (7,99 рубля, если быть точнее). Получается, если бывать в магазине хотя бы через день и выходить из него с пакетом, то это более 100 рублей в месяц, или свыше тысячи рублей в год. А вы представляете, сколько пакетов в день покупают в одном супермаркете?
Совет: приобретите специальную сумку для покупок. Во-первых, вы сэкономите деньги, во-вторых, позаботитесь об экологии. Ведь полиэтилен в естественной среде не разлагается, и для его полного уничтожения потребуются сотни лет.
Анастасия Филиппина.
Фото Михаила Перминова
// Комментарий
Евгений Михалёв, ведущий специалист отдела развития предпринимательства департамента экономического развития:
— Следует помнить, что иногда под акции «1+1», «2+1» и т.д. попадают пищевые продукты, срок годности которых истекает в скором времени. И в этом нет нарушений законодательства. Потому не забывайте обращать внимание на срок годности и соизмеряйте количество купленного с вашим аппетитом.