Алла Кошкина, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства ЦНК.
Является работником культуры уже двадцать лет. Именно она — создатель и руководитель единственной в Нефтеюганске народной самодеятельной студии декоративно-прикладного искусства «Золотая соломка». Вместе со своими воспитанниками Алла Борисовна создает невероятной красоты изделия, сувениры и предметы интерьера. Этот творческий процесс развивает у ребят память, ловкость рук, пространственное мышление, фантазию, усидчивость. И не только у детей, ведь в студии занимаются и взрослые.
Примечательно, что Алла Кошкина сама заготавливает рабочий материал, и на это у нее уходит практически весь отпуск. «Мне помогают родственники, — рассказывает мастерица, — и чистить, и сушить. Поэтому душа вкладывается не только в изделие, но и в подготовку материала. Каждая соломинка проходит через руки и, если приложить усердие, может стать украшением интерьера. Конечно, технически, как и любое другое декоративно-прикладное мастерство, это довольно сложный и долгий процесс».
Как из хрупкой соломенной палочки сделать что-то изящное, Алла Кошкина знает очень хорошо. А когда-то ей просто хотелось заняться чем-то необычным. И она самостоятельно по книгам начала учиться тому, как из невзрачной соломинки сделать что-то действительно красивое, изящное.
Набрав группу ребятишек, рукодельница учила их и училась сама. Теперь она настоящий мастер своего дела и считает своим долгом передать те навыки, что наработала в одном из древнейших ремесел. И сегодня воспитанники студии «Золотая соломка» создают собственные изделия, с которыми участвуют в различных выставках и конкурсах.
Евгений Кельн, режиссер-постановщик Культурно-досугового комплекса.
Незаурядные творческие способности в пятилетнем Жене разглядели музыкальные работники детского сада. Услышав, как мальчик поет, его стали привлекать к участию в вокальных конкурсах.
«Помню, в детстве я не выговаривал букву эр. Меня попросили исполнить песню о воробье, и я спел как мог: чилик-чик-чик, всем нужны длузья. Зал разразился хохотом, потому что было очень мило и смешно. А я запомнил эти зрительские эмоции», — вспоминает Евгений.
Педагоги настояли, чтобы родители отдали его в музыкальную школу. Параллельно мальчик посещал театральный кружок в Доме культуры Заводоуковска. По окончании 9 класса Евгений продолжил музыкальное образование, поступив в Тюменский колледж искусств на кафедру академического пения.
Получив музыкальный диплом, решил попробовать себя и в театральной сфере. Окончил Тюменскую академию культуры и искусств, став режиссером театрализованных представлений и праздников.
В 2013 году артист приехал в Нефтеюганск и устроился в КДК.
«Начинал работать актером, сейчас я режиссер-постановщик Культурно-досугового комплекса, ведущий городских мероприятий. Параллельно солирую в оркестре русских народных инструментов «Самоцвет Сибири». Больше всего мне нравится перевоплощаться в разные образы знаменитостей и шутить. Обожаю быть Дедом Морозом. Первый раз исполнил роль новогоднего волшебника, когда мне было 12 лет. С годами настолько вжился в этот образ, что в Новый год чувствую себя настоящим Дедом Морозом», — улыбается мой собеседник.
Постоянно блистая на сцене, Евгений Кельн признается, что иногда устает от публичности. Отдыхать предпочитает на тихом морском побережье в отелях без анимации и развлечений.
«Дорогие культработники! — обратился артист к коллегам. — Поздравляю вас с профессиональным праздником! Мы несем в мир добро и веселье, желаю, чтобы все это было и в нашей повседневной жизни. Чтобы у всех вас была праздничная, красивая, яркая и насыщенная жизнь!»
Наталья Пылыпюк, руководитель студии декоративно-прикладного искусства «Рукодельница» (КЦ «Лира», поселок СУ-62).
В 2018-м «Рукодельница» защитила звание «Образцовый художественный коллектив».
— Еще в детстве рукоделие было для меня самым любимым увлечением. В школьные годы я прошла обучение по направлению «Декоративно-прикладное искусство» и впоследствии стала художником-оформителем.
Первой в студию «Рукодельница» стала ходить моя дочь Даниэлла, а шесть лет назад меня пригласили возглавить коллектив. Кстати, творчест¬вом в той или иной степени увлекается вся моя семья: мама вяжет, сестра вышивает атласными лентами и рисует, дочь мастерит авторские куклы и шьет, а племянник — главный специалист по паперкрафту, искусству создания объемных фигур из бумаги.
Мне нравится, что в «Рукодельнице» занимаются и дети и взрослые, даже бабушки. Причем не только жители нашего поселка. Приезжают на занятия и из города. Учу воспитанников работать в самых разных техниках. Валяем из шерсти, изготавливаем авторские куклы, шьем, занимаемся бисероплетением, рисуем, вяжем… Планируем освоить и золотое шитье — ручную вышивку металлическими позолоченными или серебряными нитями.
Сама я больше всего люблю вязать крючком, вышивать бисером, нравится и паперкрафт. Можно сказать, мне повезло, ведь любимым делом я могу заниматься и дома, и на работе. При этом в культурном центре не только руковожу коллективом, но и сама часто участвую в игровых программах и постановках, пою и танцую.
Мои воспитанники — постоянные участники окружных, всероссийских и даже международных конкурсов: «Звездный Олимп», «Моя Югра», «Российский звездопад», «Сотворение». Например, из Санкт-Петербурга еще до пандемии мы привезли много первых мест. Вместе с ребятами часто принимаем участие в оформлении городских фотозон и выставок, участвуем в «Библионочи» и «Ночи музеев».
А в период пандемии я освоила новую для себя стезю: в социальных сетях, в группах нашего Культурно-досугового комплекса, провожу в режиме он-лайн мастер-классы по изготовлению своими руками праздничного декора или подарков.
Для меня мое дело не просто работа. Мне очень нравится не только творить, но и передавать свои знания и умения девчонкам и мальчишкам. Люблю видеть радостные лица ребят, когда тем удается освоить что-то новое.
Галина Аюшеева, директор нефтеюганской городской библиотеки.
Сегодня чтение — важнейшая культурно-просветительская деятельность человека. О том, чтобы наши горожане больше читали и развивались, заботится слаженная команда нефтеюганской городской библиотеки и ее руководитель.
Галина Николаевна — высококвалифицированный, творчески мыслящий специалист, инициатор и проводник новых идей. Работоспособность, опыт и высокое чувство ответственности помогают ей совместно с коллективом успешно реализовывать интересные и полезные для людей проекты. За время ее работы организованы мероприятия разных уровней, в том числе с привлечением учреждений культуры.
Так, в 2021 году к реализации подготовлен проект социокультурной анимации СО#ТВОРЕНИЕ для людей с особенностями развития. В этой деятельности принимают участие городские работники культуры. Специалисты будут взаимодействовать с целевой аудиторией по всем направлениям. Сюда войдут и танцевально-двигательная терапия, и художественное творчество, театральные постановки и вокал. К осуществлению проекта приступят, когда закончится период ограничительных мер.
Надежда Эскина, главный хранитель фондов нефтеюганского городского муниципального автономного учреждения культуры «Музейный комплекс» (НГМАУК «Музейный комплекс»).
Окончила Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов по специальности «Социально-культурная деятельность».
В музее работает с 10 апреля 1990 года (почти 31 год).
— Почему местом работы выбрали музей?
— После школы не знала, куда пойти учиться. Работала курьером, затем кассиром. И понимала, что это не мое. По приглашению своей знакомой, попала в художественную мастерскую. Там я познакомилась со Светланой Зониной, предложившей мне прийти в музей на должность смотрителя. Вот с этого всё и началось…
Много раз слушала экскурсии, которые проводили Ручкина Диана Васильевна и Хайрашова (тогда Милютина) Инесса Рудольфовна. И так мне это понравилось, что когда экскурсии не проводили одиночным посетителям, то на их вопросы отвечала я. Стала читать соответствующую литературу.
Ольга Григорьева заметила, что я интересно и правильно даю информацию посетителям, что у меня поставленный голос и грамотная речь, и предложила мне перейти на должность экскурсовода, а потом просто убедила меня, что надо учиться, что есть хороший потенциал.
Когда отучилась в вузе, стала расти по карьерной лестнице. На сегодня у меня замечательная должность — главный хранитель фондов.
— Какие малоизвестные факты знаете о Нефтеюганске?
— Много лет мы говорили о том, что Нефтеюганск быстро рос и за шесть лет из рабочего поселка вырос город. Но, оказывается, есть документ, который недавно обнародован, о том, что уже в 1964 году рабочему поселку Нефтеюганск присвоен статус поселка городского типа (Решение исполнительного комитета Тюменского областного (промышленного) Совета депутатов трудящихся от 17.07.1964 № 367).
— Название Вашей должности звучит очень необычно. Какую работу Вы выполняете?
— Даже смешно! Однажды мне задали вопрос: охранником работаешь? Моя профессия очень увлекательна тем, что постоянно идет развитие, приобретение новых знаний, новых знакомств с интересными людьми — нашими замечательными сдатчиками, знаменитыми земляками.
Участвую в составлении статистических и аналитических отчетов, занимаюсь составлением и редактированием научно-инвентарных карт музейных предметов, каталогов коллекций, созданием условий хранения и использования фондового материала. Составляю концептуальные решения музейных выставок, занимаюсь подготовкой докладов и выступаю с ними на конференциях, биеннале, семинарах.
Готовлю экскурсионный материал, аннотации к выставкам. Работаю над издательскими проектами. Мои статьи можно видеть в нескольких местных, а также в окружных и областных изданиях. Готовлю справки по запросам различных учреждений и организаций, списки предметов для выгрузки в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации, где каждый желающий может увидеть уникальные экземпляры не только нашего музея, но и всех музеев России.
Моей неизменной темой научного исследования остается «История города и начальный этап нефтегазового освоения Западной Сибири».
— Хранитель — больше похоже на заслугу, чем на должность. Какими качествами должен обладать главный хранитель фондов музея в Нефтеюганске?
— Прежде всего, надо стремиться знать и уметь больше в своей профессии, уметь извлекать самое интересное и познавательное из документальных и устных источников. А еще быть дисциплинированным, способным брать на себя ответственность и терпеливым по отношению к тем, кто только входит в профессию музейного сотрудника. Нужно быстро находить правильное решение многопрофильных задач.
Владимир Мадонов, заслуженный деятель культуры ХМАО — Югры, дирижер, руководитель духового оркестра и эстрадного оркестра Jazz Band.
Владимир — выходец из потомственной музыкальной семьи. Его дедушка, Мадонов Алексей Иванович, учился в институте военных дирижеров. В 1914 году окончил консерваторию и был придворным капельмейстером у царя. С приходом советской власти руководил духовым оркестром. Отец играл на трубе в военном оркестре.
Музыкальным воспитанием мальчика занимался в основном дед. Он и привил юному Володе любовь к музыке. Повзрослев, парень стал играть вместе с отцом в духовом оркестре. Потом организовал свой ВИА в городе Павлово Нижегородской области. Коллектив не раз становился лауреатом областных конкурсов.
В 1975-м Владимира пригласили в Нефтеюганск, трубачом в ВИА «Глобус» ДК «Строитель». И уже через год Мадонов создал свой духовой оркестр, выступал с ним на различных городских мероприятиях.
Играть марши и классическую музыку ему быстро наскучило. Владимир любил популярные композиции и джаз. Потому в 1986 году создал эстрадный оркестр Jazz Band. И вот уже более 35 лет является бессменным руководителем двух музыкальных коллективов.
«Играть на трубе меня учили профессиональные музыканты, но специального музыкального образования у меня не было. В 1980-е решил поступить в консерваторию. Пришел на экзамен, начал играть. Профессор послушал и сказал: «Я вас не возьму». Я спросил: почему, хуже всех исполнил? Тот ответил: «Вы сыграли лучше всех, и мне нечему вас научить». Так я и остался без музыкального диплома», — вспоминает заслуженный деятель культуры.
В Jazz Band Владимира Мадонова играют 20 музыкантов: трубачи, саксофонисты, духовая медная группа, клавишник и пр. В духовом оркестре — порядка 15 человек. Репертуар коллективов — более 200 произведений.
В апреле Владимир Борисович отметит 70-летний юбилей. В планах и дальше выступать со своими ансамблями. «Пока еще могу и хочу, так и буду, — говорит он. — Музыка для меня — всё. Я не работаю, а служу Ее Величеству Культуре. Желаю коллегам творческих успехов и крепкого здоровья!»
Елена Кофанова, руководитель образцового художественного коллектива «Студия хореографии «АнтрЕ».
С детства мечтала стать балериной. В школьные годы танцевала сразу в нескольких коллективах. Окончив Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, вернулась на север, чтобы посвятить свою жизнь танцу.
Именно тогда, 15 лет назад, и была создана студия танца «АнтрЕ», где мальчишки и девчонки осваивают все виды хореографии от классического танца до современного. И это не прос¬то студия танца, а дружная семья педагогов, детей и родителей.
Есть в ней и традиции, например конкурс авторских работ «ТанцуЯ В ОБЛАКАХ». Воспитанники «АнтрЕ» создают собственные постановки. Привлекают родителей, объединяются с ребятами из старших и младших групп и вместе придумывают новые номера.
«Это и было моей целью — организовать коллектив не только из детей и педагога. Родители тоже являются частью «АнтрЕ». Они помогают нам на всех этапах нашего творчества, начиная с подготовки костюмов и заканчивая поездками на конкурсы. Все вместе мы празднуем посвящение в юные танцоры, выезжаем на закрытие творческого сезона, — говорит руководитель студии. — Сегодня среди родителей воспитанников есть и мои выпускники. Те, кто танцевал под моим руководством, теперь приводят и своих детей. Анна Григуцяк, моя выпускница, получив образование, вернулась в «АнтрЕ» в качестве педагога».
Студия хореографии ежегодно выступает с сольными концертами. Коллектив неоднократно становился лауреатом и обладателем Гран-при окружных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Многие выпускники студии продолжили профессиональное образование в ведущих учебных заведениях России. Сегодня «АнтрЕ» — один из интереснейших и перспективных творческих коллективов города.