Вчера и сегодня
Музейное дело в Нефтеюганске началось в 1982 году, когда был подписан документ о создании первого в городе общественного музея. Формировать фонд нового учреждения пришлось Ольге Григорьевой (Нефёдовой). Первые коллекции состояли из фотоматериалов тех людей, которые приезжали осваивать территорию нынешнего Нефтеюганска. Гордостью музея в то время была уникальная коллекция материалов по освоению Западной Сибири как нефтяного края. Спустя семь лет музей получил статус городского краеведческого.
При этом, как подчеркивает нынешний директор комплекса Наталья Астрелина, уже тогда люди стали находить в нефтеюганских землях самые настоящие древности. «Дело в том, что в то время на нашей территории археологи не работали, — рассказывает Наталья Владимировна. — И лишь спустя время, когда археологию при промышленном освоении начали воспринимать как нечто крайне важное, а перед каждым бурением стали проверять земли на наличие остатков культурного наследия, у нас появились археологические находки».
Многие югорчане, в том числе нефтеюганцы, очень ошибаются, считая, будто наши земли имеют совсем небогатую историю. Известно, что нынешняя Югра развивалась еще задолго до появления первых нефтяных месторождений. Есть, например, в музее свидетельства того, что на этих землях располагалось древнее море: здесь находили частички моллюсков и морских раковин. Есть данные и об освоении здешних территорий древними обскими уграми еще в XV веке. Все эти сведения — неотъемлемая часть нашей истории.
Позже нефтеюганский музей стал не просто краеведческим, его переименовали в Музей реки Обь. Сегодня здесь занимаются изучением культурного и природного наследия бассейна Оби.
В 1997 году научный сотрудник краеведческого музея Светлана Зонина реализовала свою идею создания художественной галереи. Талантливый художник и организатор сделала все, чтобы галерея «Метаморфоза» стала центром художественного воспитания, проектирования и реализации досуговых и просветительских мероприятий, выставочной площадкой для художников города, округа и России.
А в 2010-м в Нефтеюганске начал свою работу культурно-выставочный центр «Усть-Балык», полностью посвященный истории образования Нефтеюганска и освоения Западной Сибири. Идея создания выставочного центра принадлежала творческому тандему Ольги Григорьевой и Надежды Эскиной, им удалось заложить серьезный фундамент краеведения в нашем городе.
Сегодня музейный комплекс объединяет три учреждения: Музей реки Обь, художественную галерею «Метаморфоза» и культурно-выставочный центр «Усть-Балык». При этом аналогов музею во всем Нефтеюганском районе нет, это значит, что здесь комплектуют и демонстрируют культуру не только Нефтеюганска, но и всего региона. Основной же задачей остается четкое разграничение зон ответственности: каждое учреждение работает в своем направлении. В противном случае, как говорят музейщики, горожанам будет попросту неинтересно.
«Наша цель — привлечь нефтеюганцев, сделать так, чтобы им хотелось снова и снова вернуться к нам», — говорит Наталья Астрелина. При этом она подчеркивает, что музейная деятельность не совсем досуговая, скорее научная, а задачи музейных работников — исследовать и складывать историю по крупицам.

Юганск туристический
Все выставки в музеях нашего города делятся на два типа: стационарные и временные. Так в Музее реки Обь есть несколько экспозиций, в чью основу легли серьезные исследования. На выставке «Югорское наследие», например, можно узнать доподлинную историю и этнографию Салымского края (современного Нефтеюганского района) с древнейших времен. А в экспозиции «Природа реки Обь» представлены останки древнейших представителей флоры и фауны, обитавших в пределах бассейна Оби от 10 тысяч до 300 млн. лет назад.
«Демонстрировать культуру тех народов, на территории которых мы проживаем, — наш долг, — убеждена Наталья Астрелина. — К тому же эти экспозиции здорово облегчает жизнь нефтеюганских школьников: по ним ребята изучают историю родного края».
При оформлении временных выставок в музейном комплексе Нефтеюганска в основном работают с Государственным музеем, Музеем геологии, нефти и газа, окружным этнографическим музеем под открытым небом «Торум Маа» и Музеем природы и человека. Все они имеют постоянные передвижные экспозиции, и наш музейный комплекс использует каждую возможность показать представленные в них работы нефтеюганцам.
Привозят работы мастеров и в художественную галерею «Метаморфоза». До конца лета, например, здесь можно посмотреть на изделия косторезов со всей Западной Сибири. Организовывая подобные выставки, музейный комплекс не только популяризирует традиционные промыслы, но и помогает мастерам заявить о себе.
Сегодня в музейном комплексе заканчивают последние приготовления к акции «Ночь музеев», которая состоится уже завтра. Всероссийская акция «Ночь музеев» — это всегда яркое и захватывающее событие для любителей культурной жизни. Но в нашем музее подчеркивают: ждать именно этой ночи, которая случается раз в год, необязательно. «Да, все учреждения музейного комплекса работают по определенному гра¬фику, — объясняет Наталья Владимировна. — Но организовать по заявке экскурсию вечером или ночью мы -можем и в любой другой день. Главное — сделать заявку заранее».
Бытует мнение, что сегодня музеи не пользуются спросом. Однако, как показывает мониторинг, ежегодно музеи Нефтеюганска посещают порядка 33 тысяч горожан, т.е. практически каждый пятый нефтеюганец. И цифра эта с каждым годом только растет. «Конечно, большинство из них — дети и незащищенные слои населения, — говорит Наталья Владимировна. — А вот самые частые наши посетители — «курортники» из профилактория «Юган». Оздоровиться туда приезжают не только югорчане, но и жители других регионов. Всех их очень интересует история нашего края».

Новый уровень
Музейное дело Нефтеюганска и культура в целом сегодня стоят на пороге серьезных изменений: в городе приняли решение вывести на новый уровень туризм. По мнению руководителя музейного комплекса, нашему городу есть чем гордиться и есть что демонстрировать. «В принципе, северные города похожи друг на друга, в то же время все они отличаются, — считает Наталья Владимировна. — Конечно, вряд ли к нам будут приезжать туристы, способные оплатить катание на вертолете. Но если копилка городских событийных мероприятий будет увеличиваться, то и туристическая цепочка выстроится правильно».
Действительно, наш Нефтеюганск можно смело назвать городом-форумом, и зачастую гости нашего города — люди командировочные. После всех рабочих семинаров и встреч они с удовольствием отправляются в экскурсионный тур по Нефтеюганску: посещают культурные объекты, заезжают к месту отправки первой промышленной нефти на берегу Юганской Оби, не забывают и о скважине Р-62.
Еще одна, пока незанятая ниша в Нефтеюганске — водный туризм. В окружной столице, например, с мая по июль такой вид отдыха очень распространен. У нашего же музея есть своя задумка: запустить по Юганской Оби новоделы кочей — парусных судов сибирских промышленников. «Наш город единственный в округе расположен на островной территории, и это наша изюминка. Бесспорно, развитие водного туризма требует серьезных финансовых вложений, но главное — найти инициативных людей, — уверена Наталья Астрелина. — Существует много видов государственной поддержки, те же гранты. Поэтому важно начать!»
Сегодня музейный комплекс готовит горожанам сюрприз по случаю 50-летия Нефтеюганска. Предполагается, что в дни празднования юбилея будут курсировать экскурсионные автобусы, и нефтеюганцы смогут узнать больше об истории города и родного края. Кроме того, горожанам покажут фильм «Запах нефти», снятый в 1964 году на омской киностудии. Уникальность ленты в том, что отдельные ее кадры были представлены в разных художественных фильмах, а вот целиком ее не видел пока никто. «На пленке записан процесс освоения Западной Сибири. Есть кадры из Нефтеюганска, из Сургутского района, — делится Наталья Владимировна. — Одни узнают в фильме себя, другие увидят своих родных».
Впереди у историко-художественного музейного комплекса серьезный переезд: в этом году принято решение передать учреждению здание бывшего училища в 10 микрорайоне. Работы, признаются музейщики, предстоит выполнить немало. Главная же задача — грамотно используя начальный фундамент, выстроить достойное продолжение. «Это крайне важно, для того чтобы мы не упустили серьезный пласт подрастающего поколения, которое пока еще не знает, что такое историческая ценность и значимость», — говорит директор музейного комплекса. Уверена — у них это получится!