«При помощи этого проекта мы хотим показать, что человек и его тело способны на многое, найти именно те направления, в которых можно развиваться. В связи с пандемией не много проектов было реализовано в городе. Потому наш фестиваль как начало чего-то большего, и мы планируем проводить его ежегодно, расширяя границы, приглашая новых участников», — рассказала организатор фестиваля Марина Бочковская, президент нефтеюганского интеллектуального шахматного клуба «Корона».
Нефтеюганск посетили гости из Иркутской области и Якутии, каждый поделился своим творчеством.
«Мы вышли за грани нашего муниципалитета, чтобы привлечь новые идеи и силы. У любого есть свои возможности, но они, к сожалению, где-то скрыты. Мы в процессе жизни сами создаём себе границы. Наш фестиваль призван эти границы разрушить посредством творчества и искусства. Это самая прекрасная методика, комфортная и приятная», — отметила директор городской библиотеки Галина Аюшеева, организатор фестиваля.
Движение для всех
Актёры иркутского театра танца «PROдвижение» являются многочисленными лауреатами конкурсов и фестивалей. Кто-то из них лишён возможности ходить, кто-то страдает ментальными нарушениями. Но на сцене артисты, независимо от физического статуса и умений, говорят на едином универсальном языке — языке движения.
Владимир Лопаев, создатель пластического театра для танцоров с инвалидностью, в рамках фестиваля креативных индустрий «За гранью» провёл для специалистов в области реабилитации инвалидов и родителей детей с ОВЗ мастер-класс по обучению навыкам пластического танца и работы с телом. Но прежде попросил присутствующих сесть в круг и выразить эмоцию одним движением.
«Для меня важно было создать такой круг, познакомиться, понять, какая у группы заявка, — пояснил режиссёр. — Заявка определилась как сердечная доброта и желание помогать ближним. Каждый выражал через движение своё состояние, много было открытости, настроенности. Я рассказывал и показывал, что мы с ребятами уже наработали за какое-то время. Видел сегодня горящие глаза и сердца».
Чтобы научить человека с нарушениями здоровья двигаться, нужно самому оказаться в теле ученика и подобрать понятный тому способ движения. Через игру, юмор, похвалу или строгость — к каждому надо найти личный подход. На мастер-классе участники не только со стороны наблюдали за упражнениями и техниками, но и самостоятельно пробовали выполнить увиденное: бегали, ползали, кувыркались.
«Мы приехали в Нефтеюганск, чтобы посмотреть, как работают наши коллеги. Узнали, какие здесь проходят творческие мероприятия. Всегда интересно выйти за рамки своего профессионального видения, что-то позаимствовать, — поделилась Яна Юркевич, директор централизованной библиотечной системы Сургута. — Такие занятия нужны и здоровым людям, и особенным. Включаются тело и разум. Безусловно, это очень полезные знания».
За искусством — в театр!
В театре кукол и актёра «Волшебная флейта» нефтеюганцы познакомились с историей Веры Кращук, девушки с ДЦП, чья, казалось бы, несбыточная мечта — научиться танцевать — осуществилась.
Сначала вниманию зрителей был предложен фильм режиссёра Марисоль Галыш «Сломанная кукла». Кинокартина демонстрировалась на Каннском фестивале, получила два Гран-при на международных конкурсах, переведена на английский, французский, испанский языки.
В центре сюжета сама Вера. Девочка рождена с ДЦП, всю жизнь провела в инвалидном кресле и, несмотря на ограниченные возможности, мечтала танцевать. Её мама, Любовь Кращук, кружила маленькую Верочку по комнате — это был их танец. «Мы с ней в результате обе становились уставшие, запыхавшиеся, — говорит Любовь, — но дочь требовала: «Хочу ещё танцевать!»
В родном городе Ангарске Вера посещала общественную организацию для детей с ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом «Дети-ангелы». Именно там девочка получила свою первую роль. С этого маленького шага началось её танцевальное будущее.
Веру пригласили на съёмки фильма «Сломанная кукла», где она сыграла саму себе. На киносъёмки был приглашён хореограф Владимир Лопаев, руководитель театра танца «PROдвижение». Там они с Верой познакомились и создали творческий дуэт.
Инклюзивный пластический спектакль «Вера я ареВ», плод их стараний, зрители увидели сразу после просмотра фильма. На экране Вере 11 лет, сейчас ей уже 20. Но девушка ничуть не изменилась: всё такая же хрупкая, маленькая, с наивным детским личиком и большими мечтательными глазами.
Спектакль, в котором сыграли Владимир и Вера, автобиографичен. В нём герои рассказали историю своего знакомства, поведали о своих взлётах и падениях. Удивительно, как через пластику актёры сумели передать каждую эмоцию: грусть, радость, отчаяние, счастье, умиротворение.
За каждым движением зрители следили с замиранием сердца, плакали и смеялись вместе с героями. А в финале постановки аплодировали стоя.
Необычное название спектакля имеет свой смысл. «АреВ — отзеркаленное имя Веры. Этим мы хотели показать, что окружающий мир — отражение нас самих: как мы относимся к нему, так и он к нам», — объяснил задумку Владимир Лопаев. Символично и имя девушки, оно отражает её веру в мечту.
Из блогерства в документалистику
Ещё одним гостем фестиваля стал кинорежиссёр из Якутии Айаал Адамов. В рамках профориентационного проекта «Вирус успеха» он встретился с молодёжью Нефтеюганска и рассказал о своём деле.
Адамов начал снимать ещё в студенчестве. В 2015 году его комедийный ролик, пародия на музыкальный клип, набрал два с половиной миллиона просмотров на YouTube. Именно этот успех сыграл роль в выборе дальнейшего пути: Айаал понял, что хочет стать режиссёром. Получив на родине первое высшее образование, поступил в Санкт-Петербургский университет кино и телевидения, который оканчивает в этом году.
С юмористических роликов молодой человек перешёл на более серьёзные работы, но не ушёл от этнической составляющей.
«Я стал снимать документальные фильмы. Один из них — «Белая земля». Эта работа стала участником десяти разных кинофестивалей. Неделю назад я показал её в Иркутске, до того был в Перми, Екатеринбурге. На фестивале «Россия» в Екатеринбурге мы взяли приз в номинации «За сохранение теледокументалистики» от телеканала «Продвижение» и «За поэтическое высказывание». А в Иркутске победили в номинациях «Лучшее визуальное решение» и «Лучшая операторская работа», — рассказал молодой режиссёр.
Ребятам Айаал поведал секреты мастерства. В разговоре с подростками подчеркнул, что блогер — не профессия, а лишь отправная точка в карьере режиссёра, сценариста или продюсера.
«Белая земля»
В заключительный день фестиваля Айаал Адамов провёл встречу с воспитанниками школы телевидения Art School TV. Режиссёр из Якутии рассказал о феномене региональных фильмов и устроил показ своей короткометражной ленты «Белая земля». Это документальный экспериментальный фильм-эссе, сотканный из ощущений и впечатлений.
История происходит на берегу моря Лаптевых, вокруг — одна тундра, нет ничего, кроме маленького эвенского села Найба. Оленеводы просыпаются рано утром и едут в посёлок. Предстоит праздник — День оленевода. Соберутся лучшие наездники, чтобы устроить соревнования и узнать, кто в округе самый быстрый. На праздник приходят жители села и дети, но вдруг начинается буря.
Режиссёр погружает зрителя в мир, где небо сливается с землёй, стадо оленей на снегу еле отличимо от стаи птиц в облаках и толпы людей в сугробах. В такой реальности смешиваются не только предметы, но и время.
Елена Масалова
Ангелина Бестаева
Анастасия Вырва
Мария Сираева