Президенту России В.В.Путину принадлежат слова: «Политические репрессии стали жестоким ударом по нашему народу, его корням, культуре, самосознанию. Последствия мы ощущаем до сих пор. Сама память, четкость и однозначность позиции, оценок в отношении этих мрачных событий служат мощным предостережением от их повторения».
Уничтожение того уклада, которым жила, выстраивала и хранила тысячу лет Россия, привело к оскудению веры, массовому отходу народа от настоящей веры и богообщения, уходу в формализм, обрядовость, суеверие и мистику, безнравственность и пороки. Заплатив огромную цену кровью мучеников, церковь выжила, выстрадав возможность для малого количества верующих ходить в храм.
Книга «Русская Голгофа. Политические репрессии в Югре» повествует о судьбах сосланных в наш регион в годы сталинских репрессий переселенцев. По словам главы Ханты-Мансийской митрополии владыки Павла, сегодня каждый третий житель автономного округа является потомком репрессированных.
Обнаружение их имен, изучение их житий, установление подвигов их мученической кончины или исповедание Христа, их прославление во святых — вот те первоочередные задачи, которые стоят сегодня и еще долго будут стоять перед историками. «В этом — наш священный долг перед памятью пострадавших за Христа, — говорит автор. — Церковь систематически занимается этой ответственной работой, которая непосредственно координируется Синодальной комиссией по канонизации святых и епархиальными комиссиями по канонизации. Действует такая комиссия и в нашей Ханты-Мансийской епархии. Она создана в декабре 2014 года по решению Освященного Архиерейского Собора».
По данным, которые приведены в книге только с 1933 по 1937 годы в Югру было сослано 158 тысяч 708 человек. По официальным данным, только на месте нынешнего КТЦ «Югра-Классик» в Ханты-Мансийске расстреляно 603 человека. По округу эта цифра достигает 975 жителей. Среди убиенных было немало верующих, монашествующих и священнослужителей, которые пытались воспрепятствовать закрытию храмов в стране. И нужен мемориал, который бы увековечил их память. К сожалению, вопрос строительства памятной часовни на месте массового расстрела новомучеников остается открытым, несмотря на многочисленные обращения жителей округа в адрес правительства Югры.
Почему так актуальна память о подвиге умученных за веру? Мученики, священномученики, исповедники — род прославленных Богом людей, которые имеют особую силу ходатайствовать перед Творцом и просить Его помощи обращающимся к ним людям. От нас, людей, которым дорога русская история и культура, зависит, какой станет Россия. Без прошлого не бывает будущего, а забвение подвига новомучеников и исповедников не менее страшно, чем забвение подвигов и страданий погибших в Великую Отечественную войну, поэтому надо хранить память о людях, ценой своей жизни защищавших православную веру и свою Церковь в годы гонений на христиан.
Опыт противопоставления злу вообще очень важен для современного человека, который просто перестал верить, что от него в этой жизни что-нибудь зависит. Если мы откроем для себя пример новомучеников, то это может вдохнуть веру, надежду, желание действовать в соответствии со своей совестью, с тем пониманием, как должна быть устроена жизнь; не сдаваться, иметь смелость противостоять неправде даже в ситуации, когда кажется, что все погибло и ты сам сейчас погибнешь.
ЭТО НУЖНО НЕ МЕРТВЫМ, ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ
Из беседы с председателем комиссии по канонизации святых Ханты-Мансийской епархии, благочинным Нефтеюганского благочиния, настоятелем храма Святого Духа протоиереем Николаем Матвийчуком стали известны некоторые итоги её деятельности.
Комиссия по канонизации святых создана в соответствии с определением Священного Синода от 6 октября 2011 года об утверждении «Рекомендаций к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых» в качестве обязательных к применению в епархиях Русской Православной Церкви. На заседании комиссии был рассмотрен ряд документов, касающихся жизнеописания священнослужителей, мученически пострадавших на территории современной Югры в годы лихолетья.
На заседаниях епархиальной комиссии в ходе подготовки материалов на рассмотрение Синодальной комисссии были изучены биографии священника Самаровского храма Покрова Пресвятой Богородицы Евфимия Оболтина, священника Воскресенского собора в Березово Александра Тоболкина, монахини Анны Чемагиной, мирянина Михаила Иванникова, пострадавших за веру в годы гонений на Русскую Православную церковь на территории современной Югры.
Большая часть священнического служения иерея Александра Тоболкина связана с Березово. Здесь он служил вначале дьяконом с 1922 по 1927 г.г., затем священником с 1933 года до момента ареста в 1937 году. Его жизненный путь наполнен гонениями: священник несколько раз находился под следствием, но достойно донес свой пастырский крест до конца. По показаниям одного из свидетелей обвинения, после принятия новой Конституции он каждый день проводил богослужения, тем самым привлекая все большее количество зырян, туземцев. Это не могло нравиться власти. 3 сентября 1937 года было сфабриковано новое дело, согласно которому священник обвинялся в руководстве контрреволюционной группой. Виновным себя не признал, никого не оговорил, от веры не отрекся. Иерей Александр Тоболкин расстрелян 17 ноября 1937 года в г. Тюмени.
Монахиня Анна Чемагина была сослана в Юрты Реполовские Самаровского (ныне Ханты-Мансийского) района за «контрреволюционную деятельность». Она ходила в черном одеянии, помогала ссыльному священнику Александру Пантуеву. В числе 13 стариков активно выступала за сохранение в селе церкви. Все 13 человек были расстреляны в Ханты-Мансийске осенью 1937 года.
Михаил Герасимович Иванников был сослан из Орловской области в Самаровский район в 1944 году, как «член секты истинно-православных христиан». Это были христиане, которые считали советскую власть антихристовой. Практически сразу после приезда в марте 1945 года Михаил был арестован. Свидетели утверждают, что проходящих по одному с ним делу били во время следствия, заставляли отказаться от веры, они также слышали стоны из камеры, где находился Михаил. 28 мая 1945 года Михаил Герасимович умер в тюрьме.
В то время, когда был арестован Михаил Герасимович, забрали младших детей в детский дом. Вскоре была арестована и его жена – Мария Степановна. Она умерла во время отбывания наказания в 1946 году. В следственных материалах есть ее призыв к собратьям по вере: «Братья и сестры, не бойтесь наказания антихристов…Сам Господь переносил все муки и страдания, берите пример с мучеников…».
Члены Комиссии по итогам заседания приняли решение подготовить материалы по рассмотренным делам для Синодальной комиссии по канонизации святых.
Подвигу новомучеников, пострадавших за веру, была посвящена конференция «Уроки столетия: подвиг веры и верности» в Ханты-Мансийске в рамках регионального этапа 26-х Международных Рождественских Образовательных Чтений в 2017 году.
Своего изучения еще ждут материалы о жизни и кончине священника Петропавловской церкви с.Базьяны Ханты-Мансийского района Ивана Романовича Питухина (1894 г.р.), а также двух мирян из с.Елизарово — Кайгородова Василия Васильевича (1877 г.р.) и Кайгородова Семена Петровича (1896 г.р.), расстрелянных 26 марта 1938 года. В 1930-1931 годах они были включены в списки «религиозного общества верующих» и за это приняли мученическую смерть.
Сейчас, к сожалению, есть некоторые ограничения по изучению архивных материалов, в связи с выходом Закона о защите персональных данных. А чтобы иметь всю полноту информации, надо иметь очень много архивных материалов и документов. Поэтому пока вопрос о новых канонизациях отложен по объективным причинам.
Надо сказать, что с 2000 года, когда началось прославление Собора новомучеников и исповедников, было прославлено более 1500 тысяч человек. Такое массовое прославление было впервые в истории Русской Православной Церкви. Предстоит освоить этот материал, научиться молиться им, поближе узнать, что это были за люди. Перед епархиями сейчас стоит главная задача произвести некоторые биографичесие исследования. Ведь в 20 веке получилось так, что священнослужители — и пастыри, и архипастыри, — перемещались с места на место очень часто. В итоге получилось так, что материалы про них рассеяны по территории всей Русской Православной Церкви, по архивам во всех областях. И перед епархиями теперь стоит задача собрать все, что еще не собрали, все, что еще не известно о новомучениках, — воедино. А дальше уже надо будет молиться, писать иконы и служить им службы. Это будет и прославление, и почитание их.
Конечно, они — со святыми и не нуждаются в каком-либо прибавлении к своей небесной славе. Святые — светильники, освещающие путь ко спасению, живые камни, из которых складывается Вселенская Церковь.
«Все несправедливо преследуемые и осужденные советской властью, естественно, надеялись на праведный, законный, человеческий суд, ведь жажда правды и справедливости укоренена в нашей природе. Однако это упование при их жизни оказалось тщетным, было жесточайшим образом попрано и уничтожено в тоталитарных жерновах политического террора… Если мы не хотим повторения трагедии советских репрессий, нам нужно не только на словах, но и своими конкретными делами и поступками почитать невинных жертв, а не их палачей, солидаризируясь с ними своим беспамятством, равнодушием и злобой…. Вечная память всем жертвам политических репрессий, безвинно пострадавшим в нашем городе, крае, во всем нашем земном Отечестве. Аминь», — пусть эти слова из книги «Русская Голгофа. Политические репрессии в Югре» митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла станут для всех нас руководством к действию.
Подготовила Валентина Хрусталева.