В те годы Детская школа искусств только зарождалась, и молодого специалиста — балетмейстера, педагога и методиста народно-художественного творчества, только что окончившего Санкт-Петербургский университет, — пригласили на работу.
«Поначалу меня одолевали сомнения, справлюсь ли, ведь опыта работы у меня еще не было», — делится воспоминаниями Элла Кочкина. Но опасения были напрасны: почти сразу коллектив сумел заявить о себе, став призером окружного конкурса «Танцевальные узоры», регионального «Хрустальная туфелька», Международного «Орлята России». И это лишь первые шаги «Вдохновения».
Помещения в здании ДШИ были небольшими, потому постановки разучивали фрагментами. А как иначе, если, например, в спектакле «Спящая красавица» принимали участие 120 (!) исполнителей? За два года дали десять представлений, которые прошли с аншлагом — и на сцене культурного центра «Обь», и в Центре искусств для одаренных детей Севера (Ханты-Мансийск). Большую помощь в постановке спектакля оказал народный артист России, заведующий кафедрой хореографии Ханты-Мансийского филиала МГУКИ Александр Мунтагиров. К слову, в 2005 году на окружном конкурсе «Театральная галерка» спектакль «Спящая красавица» завоевал Гран-при.
А сколько еще было ярких побед на конкурсах различных уровней! Только на 17 международных фестивалях заняли призовые места! Особенно памятны выступления в Хургаде (Египет), где на фестивале «Калинка» участницы коллектива завоевали Гран-при. Такое же почетное место коллектив занял и на фестивале балета, который проходил в Льорет-де-Мар (Испания). Следует отметить, что участницы «Вдохновения» часто становятся призерами Международного конкурса «Vivat! Таланты».
Солистки ансамбля — неоднократные победительницы конкурса «Роснефть» зажигает звезды». Так, в 2015 году они успешно прошли все туры.
За всеми победами стоит огромный труд педагога и концертмейстера Ольги Евгеньевны Пасечниковой, в союзе с которой Элла Валикововна работает много лет. И, безусловно, труд детей и их родителей. Мамы и папы — первые помощники во всех делах: в организации поездок и в пошиве костюмов, а главное — в серьезном настрое детей на занятия.
Ведь за легким порханием в танце кроется огромная кропотливая работа. И погружать в мир хореографии, считает педагог, нужно постепенно и грамотно. Первый год обучения (девочек принимают с семи лет) проходит в щадящем режиме, чтобы дети адаптировались, привыкли к нагрузкам. Отбор осуществляется по физическим данным. Однако, по словам хореографа, даже самых блестящих данных мало. Без трудолюбия и усердия высоких результатов не достичь.
«А еще, — утверждает Элла Кочкина, — балет, как начертательная геометрия, требует точного расчета. Схема вариации должна правильно располагаться в пространстве, где нужно верно рассчитать каждый шаг, вращение, па». Экзерсис у станка, экзерсис на середине, аллегро, изучение этюдов — эти ежедневные упражнения постепенно преобразуются в композиции, готовые концертные номера. «Главное в обучении — учитывать возраст, физическую выносливость, индивидуальные особенности каждого ребенка», — делится педагогическими секретами Элла Валикововна.
Наверное, именно поэтому ее воспитанницы с большим удовольствием изучают теоретические предметы и спешат на коллективные занятия по классическому и народно-сценическому танцу, по современной хореографии и постановке концертных номеров.
«Хореография обучает не только красивому исполнению танцев. Наши воспитанницы не боятся публичных выступлений, уверенно и комфортно чувствуют себя в любом коллективе. Они — лидеры и люди, привыкшие трудиться на совесть», — утверждает хореограф.
Программа обучения на хореографическом отделении рассчитана на восемь лет. Учебный процесс усваивают все учащиеся без исключения, а те, кто выходит за его привычные пределы, добиваются большего. Именно они становятся победителями и призерами различных фестивалей.
Для желающих продолжать занятия хореографией существует предпрофессиональная подготовка. Она более углубленная, с изучением сложных элементов. Примечательно, что 10 выпускниц ансамбля «Вдохновение» продолжили свое образование в высших учебных заведениях по специальности «Хореографическое искусство». Только в нынешнем году в Тюменский институт культуры поступили две воспитанницы Эллы Кочкиной.
Многими своими выпускницами педагог по праву гордится. Например, Викторией Вяткиной, солисткой Театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге. А Полина Понемасова, поступившая в вуз в прошлом году, успешно совмещает обучение в Омском государственном университете имени Достоевского с работой в Омском театре оперы и балета.
Сама же Элла Кочкина занималась хореографией с детства. Очень благодарна она педагогам Санкт-Петербургского университета Юрию Иосифовичу Громову, Светлане Леонидовне Фадеевой, Наталье Борисовне Тарасовой. Эти блестящие балетмейстеры внушали своим студентам, что своим делом нужно заниматься профессионально и с огромной отдачей. Элла Кочкина всегда верна их заветам.
«Я счастливый человек и благодарю судьбу за то, что не ошиблась в выборе профессии», — говорит она.
Слово «вдохновение» состоит из двух частей — «вдох» и «озарение» — постоянное рождение чувств, эмоций. А это, по словам Эллы Кочкиной, всегда способствует появлению нового, интересного и прекрасного….