У каждой национальности собственные обычаи и традиции. Ирина Михайловна в качестве берегини самобытной культуры ханты рассказала ребятам историю своего рода.
Её бабушка по маминой линии родилась в деревне Тренька под Ханты-Мансийском. Родители бабушки были зажиточными, но, когда их раскулачили, прабабушка и прадедушка умерли от голода. В большой семье из двенадцати человек выжили лишь пять детей, в том числе Агриппина Васильевна. Она переехала в Чеускино, там и осела.
Когда начал строиться Нефтеюганск, Агриппина Панова стала одной из первых учителей нашего города. Муж её, рыбак и охотник Александр Григорьевич, был местным лесником и водил по лесам первых приехавших сюда геологов.
Сама Ирина Мазалова родилась уже в Нефтеюганске. В первый класс пошла в только что построенную восьмую школу. С детства любила рисовать. В то время многие женщины занимались рукоделием, и, глядя на прекрасные вышитые мамой и бабушкой картины, Ирина увлеклась и этим занятием. А когда пришло время определяться с профессией, решила связать свою жизнь с творчеством.
«Ехала поступать наугад. И занесло меня в Московскую школу художественных ремёсел. Там я изу-
чала декоративно-прикладное искусство и народно-художественные промыслы. Нас, студентов, водили по музеям и в архивники, где были огромнейшие альбомы с образцами вышивки разных народов со всей России, — рассказала Ирина Михайловна. — Во время СССР студентов посылали в экспедиции — изучать народные песни, сказания. И студенты, занимавшиеся художественной вышивкой, ездили в селения, собирали информацию, затем делали вышиванки, архивировали в альбомы. Мне случайно попался на глаза альбом по обским уграм. Увидев эту красоту, я впервые заинтересовалась своей национальностью».
Вернувшись на родину, наша героиня устроилась педагогом в школу искусств, где работает уже двадцать лет. Из Москвы привезла небольшой сборник зарисовок и начала по крупицам собирать информацию о национальных костюмах. В XVIII-XIX веках одежда ханты шилась из домотканой материи, в основном из крапивы. Необычным был и орнамент, каждый рисунок нёс в себе особый смысл — обереговый.
Стоит отметить, что в Югре всего около десяти мастеров, занимающихся реконструкцией костюмов обских угров. Одна из них — Ирина Мазалова. На встречу с детьми она принесла национальное свадебное платье, которое создавала три года. Но главное внимание детей приковали её чудесные картины с неповторимыми сюжетами. Их особенность в том, что человеческие лица изображаются пустыми, без черт.
«Я беру за основу персонажа кук-лу акань. Это народная кукла ханты и манси, она изготавливается с любовью матерью или бабушкой, кладётся в люльку ребёнку. И эта кукла в течение жизни охраняет человека. Они как раз безликие», — поделилась художница.
Первая работа мастерицы — портрет мамы и тёти. Идея возникла благодаря фотографии, где сестрички-погодки сидят на железной кровати в одинаковых ситцевых платьях. На стене за девочками — расписной ковёр, а в ногах — верная собака лайка. Но Ирине Михайловне захотелось изобразить родных в лесу. Так родился свой, особенный стиль.
Многие её картины — о духовности. На одной Ирина Мазалова написала свой род. Орнамента здесь минимум. Круг, который можно трактовать как дом или колесо жизни. Чёрное солнце, олицетворяющее потусторонний мир. Предки, умершие давно, изображены в виде тёмных теней, которые окружают и оберегают ныне живущих. Пока о них помнят — они с нами, а когда забывают — начинают стираться и превращаться в тени. По кругу парят белые птицы. Это перерождённые души, вернувшиеся на землю в новом облике.
Ученица СОШ № 3 Русия Ахмедгаджиева и сама увлекается рисованием. Девочка призналась, что заинтересовалась увиденным стилем.
«Мне понравилась картина, где человек борется с медведем, — поделилась школьница. — Есть три варианта сюжета: где медведь победил, где дедушка и где они равны. Мне больше понравилась последняя. Они похожи друг на друга, и, мне кажется, это значит, что люди и животные тоже дети природы и находятся на одном уровне».