Сценарий, который подкинула жизнь в марте прошлого года, не мог и в страшном сне присниться сотрудникам театра кукол «Волшебная флейта». И хорошо, что пандемия и все запреты, связанные с нею, заканчиваются. Если представить театр живым существом, то сейчас он похож на выздоравливающего больного. Не все еще разрешено, но посетители уже допущены, с каждым днем «больной» крепнет и набирает силу.
Ну а если обойтись без аллегорий, в театре кукол действительно возрождается жизнь. Прекрасный повод отправиться в «Волшебную флейту», тем более что 27 марта — Всемирный день театра. Директор учреждения Юлия Беляковцева и артист (кукловод) театра кукол Нина Якупова любезно согласились рассказать о том, как творческий коллектив пережил трудные времена. А пережил он их достойно: сумел научиться новому, а главное — смог удержать интерес своего зрителя. Дополняя друг друга, мои собеседницы делятся и планами на будущее.
«Режим самоизоляции полностью изменил нашу жизнь: не стало совместных репетиций, гастролей, выступлений. Да и какой театр без зрителя? Нужно было что-то срочно придумать», — говорит Юлия Александровна.
В социальной сети «ВКонтакте» театр кукол начал трансляцию спектаклей в режиме он-лайн. Рабочие записи, которые обычно используют для восстановления спектаклей, а также для просмотра новыми актерами при вводе их в постановку, пригодились как нельзя кстати. В рамках проекта «Закулисье» создавали индивидуальные проекты, сольные номера. Пандемия научила каждого сотрудника и видеосъемке, и монтажу, и режиссуре, да и многим другим вещам, о которых раньше даже не задумывались. И еще больше раскрыла творческий потенциал каждого артиста.
«В этот непростой период появилось время на самообразование и саморазвитие, на просмотр спектаклей, которые транслировали другие театры», — добавляет Нина Якупова.
В создании проектов очень помог Андрей Мелентьев, приглашенный режиссер из Екатеринбурга. Он устроил несколько видеоплощадок для съемок номеров.
Театр на коленке
«Стоило нашим артистам закинуть маленькое идейное зернышко, как оно тут же прорастало во что-то чудесное, часто трогательное до слез», — продолжает директор «Волшебной флейты».
Так, у Ольги и Елизаветы Абрамовых родился проект «Гном Гномыч», где они ставили мини-спектакли. Артист Николай Иванов представил серию познавательных роликов об уникальных экосистемах нашей планеты и их обитателях. Например, рассказал о Большом Барьерном рифе, параллельно показывая его обитателей с помощью пластики рук.
Детищем Татьяны Путилиной стали терапевтические сказки, помогающие детям справиться с трудностями и решить проблемы. Написанные с любовью, они вселяют уверенность в том, что добро побеждает зло и на помощь всегда придут друзья. Кстати, перед созданием спектаклей Татьяна связалась с автором и получила разрешение на использование произведений.
Все эти проекты были размещены на странице театра в социальных сетях, можно их посмотреть и сейчас.
А какие чудесные работы были придуманы к Новому году! Например, история «Чудо-Юдо» — настоящий мультфильм, где все декорации, герои выполнены из подручных средств. И так это выглядит забавно и по-доброму. Очень трогательна новогодняя история «Двое без Нового» Евгении Романовой и вышеупомянутого режиссера-постановщика Андрея Мелентьева, автора куклы Снежный. Сколько ностальгических воспоминаний, ноток светлой грусти порождает это повествование…
Впечатляют и молодые артисты, пришедшие в театр недавно. Выпуск-ница Челябинского колледжа актриса-кукловод Валентина Маркина представила видеозарисовку «Ловкость рук и никакого мошенничества» (авторский проект «ProРуки»). Студентка Ленинградского эстрадного театра Анастасия Тимерман создала видеоклип «Новорожденная» (по песне Indila «Ego»).
А слышали ли вы о театре на коленке? Его автор — Нина Якупова, а ее героиня Малютка — лысая девочка с розовым бантиком на голове. В одном из сюжетов ахает, охает, перебирая новогодние игрушки, волнуется, наряжая елку. Ни за что не догадаешься, что помогло создать такой образ. А нужен-то пустяк: правильно выстроенный свет, черная одежда, собственная нога (коленка — голова Малютки с круглым носиком), кукольное платьишко, кисти рук артиста (кукловода) театра кукол и ее огромный талант. Вот так и получается образ девочки — фантазерки, игруньи, смешной, наивной и любознательной.
«У нас еще родились театр теней и предметный театр, когда, например, свеча и лампа становятся живыми», — рассказывает Нина Якупова.
За время пандемии у «Волшебной флейты» появилась возможность заняться ремонтом здания театра. На средства из федерального, окружного и местного бюджетов удалось сделать ремонт в зрительном зале, заменить кресла и занавес. По словам директора, изношенность театра составляет 80 процентов. «От старого избавляемся, а новое пока приобрести затруднительно, а нужно идти в ногу со временем. Требуется многое: от закупки балеток до замены крыши», — делится Юлия Александровна.
Соскучились по общению
Без дела артисты «Волшебной флейты» не сидели, но очень тосковали по живому зрителю. Ведь волшебство искусства и заключается в духовном взаимодействии актеров и зрителей, в обмене энергетикой. Первая после пандемии встреча со зрителем произошла 13 февраля, когда были сняты некоторые ограничения.
«На премьеру сказки «Маленький Мук» шли как на праздник, хотя и волновались, словно перед экзаменом», — вспоминает Нина Якупова. Директора театра более всего беспокоило, хватит ли мест, как-никак зал мог быть наполнен не более чем наполовину. К счастью, все получилось. «На репетициях артисты работают с полной отдачей. Но это все равно несравнимо с тем, какую энергетику излучают они, когда выступают перед зрителем. В этом и магия, свойственная силе искусства», — отмечает Юлия Беляковцева.
Маленькие зрители уже успели посмотреть спектакль «За лесами, за горами». Взрослые оценили премьеру спектакля «8 женщин». Это дипломная работа будущего режиссера эстрадного театра, а ныне артистки «Волшебной флейты» Анастасии Тимерман.
В эстрадном спектакле артисты раскрылись в новом качестве. Оказалось, все прекрасно умеют петь. А для лучшего звучания были приглашены педагог детской музыкальной школы имени В.В. Андреева Ксения Чернова и руководитель вокального коллектива «Либерти» из МБУК «КДК» Евгения Андриенко.
Кстати, оценить игру артистов любители театра смогут 26, 27 и 28 марта. Впереди у «Волшебной флейты» много работы, а зрителей ждут старые и совершенно новые постановки. Необходимо восстановить полюбившиеся маленьким зрителям спектакли.
Например, «Гадкого утенка» (режиссер Тамара Волынкина) успели показать всего пару раз. Ждут своих премьер «Страшная сказка» (режиссер Павел Овсянников) и «Огниво» (режиссер Анастасия Осипова). К 9 мая планируется показ спектакля «Люди добрые», который был подготовлен к 75-летию Великой Победы.
Ждут работников театра и обменные гастроли. С ностальгией вспоминают артисты, с каким восторгом их принимали зрители в магнитогорском театре. По мнению директора, актеры развиваются лишь в том случае, когда соприкасаются с творчеством коллектива другого театра. Вот почему театр не должен быть оседлым.
//Позиция артиста
Нина Якупова:
— Работа в театре кукол меня увлекает намного больше, чем в драматическом. Убеждена, о главном не кричат. Чудо вырастает в тишине. Красота проявляется в мелочах, и очень важно рассмотреть тонкие нюансы мира.
Мечтаю о новых постановках (особенно кукольном спектакле для взрослых), о фестивалях, новом творческом опыте. Уверена, спектакль рождается не только благодаря игре актеров, но и благодаря зрителю, который раскрыт для чувств и готов впустить в себя красоту искусства.
Заметила, что именно у детей струны души настроены на восприятие прекрасного.
Недавно мы с коллегой после премьеры спектакля «Маленький Мук» фотографировались с детьми и с куклой. Один мальчик долго вглядывался в лицо Мука и потом спросил с надеждой: «Скажи, ты и в самом деле настоящий?» Тогда моя коллега незаметно «оживила» руки сказочного героя, и тот сказал: «Конечно настоящий!» Видели бы вы, с какой радостью ребенок представил близких Маленькому Муку! Рассказал о том, что волнует и радует. И поверил в сказку и добро. Это очень ценно…