Обстоятельства, в которых пришлось княжить Александру Невскому, требовали незаурядных способностей и качеств. Их у него было в избытке, а еще больше — любви к своему народу и Отечеству. Благодаря этому он сыграл исключительную роль в драматический период русской истории, когда раздробленная Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Он не проиграл ни одной битвы, проявив талант полководца и дипломата. При этом ему надлежало принимать исторические решения в экстремальных условиях.
1.
Александр был вторым сыном в семье великого князя Ярослава Всеволодовича, потомка легендарного Рюрика. В Киевской Руси, которую со всех сторон окружали враги, мальчики взрослели быстро, им нужно было учиться воинскому искусству. Александр в четыре года прошел обряд посвящения в воины. Душа его под руководством мудрых монахов и наставников сформировалась очень рано, была чутка и легка на сопереживание, и отзывался он отеческим теплом и помощью всем нуждающимся. Охота, ратные подвиги, физические упражнения вместе с чтением благочестивых православных книг образовали в нем идеальное соответствие прекрасной внешности благородному душевному содержанию…
Он старался окружить себя витязями храбрыми, предвидя, что мир во времена общих разбоев не мог быть продолжителен. И главное — умел воодушевлять всех своим бесстрашием и своей безусловной верой в помощь Высшую. В каждое мгновение жизни своей стремился быть всюду первым. Ревность служения Отечеству, упование в любых невзгодах, равно как и среди побед, на Господа были своего рода путеводной звездой для него. Никогда более в истории Земли Русской не повторится эта чарующая смесь отваги и мужества с милосердием и нежностью, свойственная душе великого князя Александра.
Ему рано пришлось испытать суровые уроки жизни. В 1236 году (в 15 лет!) он уже был поставлен на княжение в Великом Новгороде. Более благоприятных условий для выработки великих качеств правителя не найти было. Богат и славен был господин Великий Новгород! Обширны были его владения! Ему принадлежало громадное пространство до Ледовитого океана и до Оби в Сибири. Новгород был самым торговым городом в Древней Руси.
Большие богатства стекались в него, но более всего гордился он своей вольностью. Недаром водились там в старину «удалые добры молодцы», которые бросались, подобно викингам, в дальние и опасные предприятия… Бесстрашие, мужество, удаль молодецкая, сметливость, ловкость… они открывали для новгородской торговли новые земли и рынки. Ревниво охраняли новгородцы свою вольность, и не всякий князь мог справиться с управлением таким народом.
2.
XIII век ознаменовался жестокой конфронтацией Руси и Запада, в результате чего Русь потеряла почти все свои владения в Прибалтике и Финляндии. В это время происходит окончательная фиксация религиозного раскола между православным и католическим миром. Этому серьезно способствовал четвертый крестовый поход, когда православные христиане с ужасом убедились, что защитники Гроба Господня ведут себя как хищники и святотатцы. Русь представлялась для рыцарей, насаждавших огнем и мечом католицизм, следующей после Византии жертвой: русские для Запада не считались христианами.
В 1237 году Папа Римский объявил крестовый поход против русских «схизматиков». Именем Всевышнего Григорий IX обещал прощение грехов всем его участникам, а падшим в бою — вечное блаженство. В 1240 году шведский король отправил в русские земли многочисленное войско под командованием ярла Биргера. Александр вышел навстречу с малой дружиной, но с твердой надеждой на Бога. В этом сражении на реке Неве (отчего князь и получил название Невский) победа русских была полной и решительной.
Однако охотники расширить свои владения за счет русских земель не переводились. В этом же году немцы изменой взяли Псков, но Александр освободил город внезапным походом. Тогда в поход выступили главные силы Ливонского ордена (военно-монашеское общество, давшее обет распространять оружием католичество). Их-то и разбил Александр в знаменитой битве, состоявшейся 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера и получившей название Ледового побоища.
Этой победой был положен конец притязаниям крестоносцев, что, однако, вовсе не означало прекращения многолетней вражды. Кровавых столкновений было немало. Потеряв надежду взять Россию силою, папы не оставили попыток обольстить ее хитростью и ложью, предлагая союз с Западом и подчинение папе (и принятие католичества) взамен на помощь против татар. Александр ответил отказом. Он был уверен, что нельзя менять свой цивилизационный выбор, свою веру, традиции.
А вот современник Александра Даниил Галицкий присоединился к католическому Западу. Но после смерти Галицкого его княжество превратилось в третьестепенную провинцию и перестало играть какую-либо политическую роль. Оно просто влилось в западную цивилизацию и растворилось в ней. Там даже храмов и замков древнерусских не осталось, причем большую часть зданий разрушили сами люди и переделали святыни своих предков, чтобы казаться похожими на новых хозяев. В итоге галицкая элита отказалась и от веры, и от языка. Область бывшего княжества была поделена между Польшей и Венгрией. А когда эти страны были, в свою очередь, завоеваны, стала далекой австрийской глухоманью.
Своими решительными военными действиями князь Александр отучил западные страны смотреть на Русь как на страну, которая должна служить Европе и римскому престолу.
3.
Защитив западные пределы, Александр Невский поехал в Орду, чтобы скрепить завещанный отцом союз с Золотой Ордой, необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси. Александр Невский был превосходным учеником своего отца, который нащупал все магистральные политические решения задолго до того, как Александр стал полновластным государем Владимира. В отличие от Запада языческая Орда не покушалась на веру русского народа.
И здесь князь Александр проявил второе высочайшее качество — смирение. Смирение — это принятие своего креста или своей судьбы и умение выбрать жизнь, когда так легко сорваться в небытие. Именно через свое смирение он ощутил лично евразийское измерение будущего России.
Александру поездка, с одной стороны, показала объективную невозможность вооруженного сопротивления татаро-монгольской государственной машине. В то же время в этом путешествии была выработана долгосрочная союзническая политика. Будучи бесправным, Александр сумел вызвать к себе такое уважение врагов, что они начали рассматривать его как младшего партнера. А уже его преемники, московские князья, потом поведут свою партнерскую политику с Ордой, которая шаг за шагом не только опрокинет Орду, но и даст им возможность претендовать на ее политическое наследство.
Можно сказать, что он был водим Святым Духом или имел потрясающую политическую интуицию, если так кому-то ближе. Однако он почувствовал перспективы развития России в ту сторону, куда он отправился. Это вообще фантастический момент, но траектория его путешествия стала лет через 600-700 южной границей владений Российской империи. Вектор его движения совпал с вектором развития России как государства…
Три года провел Александр в Орде и многому научился там как правитель. В частности, заложил основу непобедимой русской армии, переняв опыт монголов и посадив своих воинов на коней и научив их воевать (до этого в русской армии коней использовали в качестве транспорта). Убедившись в несокрушимой мощи монгольской империи, в отношениях с татаро-монголами он проявлял покорность и не скупясь платил дань. Благодаря такой политике он смог освободить Русь от обязательств предоставлять Орде войска для военных походов и избавил страну от татаро-монгольских набегов.
Дважды Александр посылал с епископом Ростовским Кириллом одному из коварнейших ханов Берке подарки и серебро для выкупа пленных. Благодаря его стараниям в Сарае была открыта православная епархия для русских пленных. Там же был построен первый православный храм, где крестились в том числе и татары. Хан дал иерархам Русской Церкви особый ярлых, в котором говорилось: «Кто будет хулить веру русскую или ругаться над нею и ничем не извинится, пусть тот умрет злою смертью».
…Многие тогда на Руси не поняли исторического выбора, который сделал Александр Невский. Но в своем выборе он стоял не перед общественным мнением, а перед Богом, и Бог не посрамил его решения. Именно Церковь, сохранившая неповрежденной веру, стала вдохновителем скорого начала возрождения Руси, собирания русских земель в единое государство, собирания населения русских княжеств в единый народ, свержения монголо-татарского ига.
За свою жизнь князь четыре раза посещал Орду для переговоров с татарами. Во время последнего визита по пути на родину Александр в Городце занемог и принял перед смертью постриг с именем Алексий. Его тело было погребено во Владимире, в соборной церкви Рождественского монастыря. Почитание его как святого заступника Руси установилось сразу вслед за кончиной. В 1724 году Петр Первый перенес его мощи в Александро-Невскую лавру Петербурга.
Вместо эпилога
Вот что писал историк Лев Гумилев: «Александр Невский был создателем многонационального и многоконфессионального мира, который существует и по сей день. Именно он оторвал Золотую Орду от Великой Степи. Своим хитроумным политическим ходом он склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первая прививка нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства».