Всё больше славянских племён объединялись под властью великого князя Владимира. Для дальнейшего укрепления молодого русского государства с центром в Киеве требовалась сильная княжеская власть. Но языческая религия с её многобожием этому никак не способствовала. Нужна была новая религия.
Послы русского князя Владимира во время выбора им веры для своего народа были поражены в Константинополе всепоглощающим чувством величия Божия, перед которым все кажется ничтожным, торжественными, богатыми, пышными формами византизма, непревзойдённой красотой и великолепием Святой Софии, священным богослужением. Они увидели: главным сокровищем Византии был Бог. Они поняли, что существует реальное общение Бога с человеком, есть живая связь с Богом. И на это сокровище наши предки создали не банки, а Русь, Россию – духовную преемницу Византии. Царь -град стал для Руси не только сокровищницей духовной премудрости, но также источником новых знаний, в сфере архитектуры, иконописи, литературы, наук, общественного устройства.
В период реформ кн. Владимира темы обновления всех сторон древнерусского общества были поистине ошеломляющими. Особенно важно было распространение письменности и книжной традиции. Именно после Крещения возникли первые памятники древнерусской письменности. Появилось гражданское законодательство и судопроизводство. Церковь стимулировала развитие письменности, архитектуры, живописи.
По приказу князя Владимира собирали детей из лучших семей для учёбы в школах, позже была создана своеобразная академия. При Ярославе Мудром возникло русское монашество, появились монастыри, где собирали книги, делали переводы и вели рукописи.
Большинство памятников письменности домонгольского периода погибло во время пожаров и иноземного нашествия. Сохранилось всего 150 книг, в том числе, Остромирово Евангелие (1057) и два «Изборника князя Святослава Ярославовича (1073 и 1076 г.г).
До нашего времени дошло много берестяных грамот Новгорода, Смоленска и других городов. Письмом пользовались и в быту.
Вместе с Христианством на Руси пришло и каменное строительство. Византийские мастера и обучающиеся у них русские умельцы строили Храмы, расписывали их, украшали мозаиками, фресками, иконами. И уже следующие поколения русских зодчих в 11 веке стали возводить сложные сооружения в городах, почти не прибегая к помощи иностранцев.
Изменения происходят во всех областях хозяйственной жизни, в т.ч. и в сельском хозяйстве появилось огородничество. Принятие Христианства имело для Руси долговременные последствия. Оно определило её развитие как европейской страны. Русь стала частью Христианского мира и сыграла заметную роль в тогдашней Европе.
К концу XI века культура Древней Руси достигла уровня передовых стран средневековой Европы. Но самое главное, христианство на века утвердило в русских людях высокий, духовный настрой. Это со всей очевидностью было явлено в годы Великой Отечественной войны. Духовным основанием Великой Победы стала традиционная культура и нравственность народа, проявление народной солидарности.
Алексей Мозговой (убит в 2015 г.) говорил: «Жили мы тихо. И вдруг… Если бы не эта война, мы бы забыли, какой может быть русский человек. Эта война показала такой запас неизрасходованной русской веры, такую жертвенность людей и близость Бога к нашему народу, что враги вздрогнули… Я воочию увидел, что ни деньги, ни какой земной интерес не определяет строй души русского человека»…
Сейчас в мире мы видим страшные приметы расчеловечивания. Идёт «выдавливание» Христианского отношения к жизни из быта и повседневного труда людей, для Христианского отношения просто не оставляют места. Но свободы (права выбора отношения к окружающему), слава Богу, ещё не лишён человек.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из своих проповедей сказал такие слова: «Пусть воспоминание о Крещении Руси, этом эпохальном, историческом событии, так крутоизменившем жизнь нашего народа, поможет нам задуматься о том, насколько мы являемся наследниками Святой Руси, не скатились ли мы в идолопоклонство, столь могущественное в древние времена и не менее влиятельное сегодня, пренебрегая великими заветами, которые обращены к нам Богом. Утверждая эти заветы, трудились наши благочестивые предки, строили Храмы и монастыри, создавали бесценные сокровища нашей национальной православной культуры. И дай Бог, чтобы и мы, люди 21 века, могли освободиться от влияния ложных богов, тех идолов, поклонение которым несёт смерть душе и нередко болезни нашему телу».
Автор: Валентина Павлова.