«Этот день очень трудно недооценить, — говорит протоиерей А. Ткачёв. — Мы вспоминаем действительно великое, грандиозное событие русской истории, которое определило нашу национальную судьбу на века. Всё наше — оттуда. В результате родилась православная Русь — Россия. Крещение Руси ознаменовало обретение огромным количеством людей высшего смысла пребывания в мире, приобщение к христианской силе и мудрости. Вместе с тем это был исторический поворот и выход на арену мировой истории нашего народа, приобщение к семье христианских народов, осмысление и оправдание его исторической судьбы. Крещение Руси стало центральным событием русской истории, определившим путь и судьбу русского государства и русского народа. И об этом не стоит забывать».
1.
Выбор новой веры для языческой Руси был не просто выбор какой-то религиозной традиции, оторванной от других сфер общественной жизни. Тогда вера не считалась исключительно личным делом человека. Церковь не была отделена от государства и школы. Религия, по сути, была идеологической основой жизни общества во всех без исключения сферах. Тогда выбор веры означал выбор всеохватного цивилизационного проекта развития народа.
На тот момент самым оптимальным с политической, экономической, исторической, семейно-бытовой точек зрения был выбор православно-византийского цивилизационного проекта: он был близок национальному генотипу восточных славян. Христианство было исторической необходимостью для Руси, и Владимир это осознавал и как политик сделал всё, чтобы «выжать» из неё всё возможное для своего народа.
Владимир воспользовался тяжелейшим кризисом Византии и принял христианство на своих условиях. Благодаря его мудрой политике Русь лишь усилилась и приобрела, не потеряв ничего. Русь на равных вошла в семью христианских народов. Владимир породнился с царским византийским родом, взяв в жёны царевну Анну. Это позволило считать Рюриковичей равным византийским василевсам, даже давало возможность бороться за византийский трон, считать себя их преемниками в случае гибели Византии, как потом и произошло в 5 веке. Это была беспрецедентная политическая победа Владимира.
Следует сказать еще вот о чём. В 455 году пала великая Римская империя, а в 1453 году не стало её наследницы — Византии. Православная церковь была вынуждена искать новый «дом». Нашла она его на Руси. С этого момента именно Русь становится оплотом веры для православных христиан.
2.
Принятие христианства в 988 г. позволило сохранить Киевской Руси свою государственность и национальную независимость до XIII века. В XI-XII вв. она (благодаря приобщению к православной культуре) наряду с Арабским Халифатом и Византией, стала принадлежать к наиболее развитым странам того времени и пережила период своего расцвета.
С Крещением Руси начинается создаваться высочайшая система морально-этических ценностей. Перевод священных книг, написание исторических, художественных, педагогических книг, расцвет древнерусской культуры. Новая вера, которая была выбрана Владимиром, должна была быть принята всем народом. Поэтому открываются училища, а также воспитательные учреждения.
После введения христианства в Древней Руси начинают осуществлять новые подходы к проблемам нуждающихся, строящиеся на основе греческих церковных законоположений. При этом традиции и обычаи предков ещё много веков служат для разрешения всевозможных споров и тяжб. Появляются законы, направленные на упорядочение связей и взаимоотношений между населением в период массового голода, эпидемий.
Изменения коснулись и института семьи. Языческая семья развилась в русскую классическую патриархальную, которая в течение последующих столетий определяла менталитет русского народа, его отношение к повседневным общественным и экономическим проблемам жизнедеятельности. Церковь ввела новую модель брачного поведения, основанную на христианской любви. Эта модель предполагала духовное, а не плотское начало в браке. Исходя из идеи о том, что семья — плод христианской любви одного человека к другому (единственному), церковь запретила полигамный брак.
Христианство изменило саму сущность семейно-брачных отношений, утверждая, что цель брака в том, чтобы супруги помогали друг другу и дополняли друг друга. А так как главная цель человеческой жизни — спасение души, то супруги должны поощрять друг друга к христианскому образу жизни.
Русская церковь, приняв христианство от православного Востока, явило миру высокие примеры монашеского подвига в духе и силе древнего монашества, давшего нам великих святых. Святая Русь явила миру многих защитников родного Отечества. Среди них великий полководец, талантливый дипломат, государственный деятель, святой благоверный князь Александр Невский. Участвуя лично, возглавляя и сражаясь впереди своего войска, он вышел победителем более чем в двадцати сражениях, оставаясь невредимым, и не потерпел ни одного поражения. Его высоко ценили как друзья, так и враги. Хан Батый в 1249 году после беседы с князем Александром сказал своим вельможам: «Всё, что мне говорили о нем — всё правда. Нет подобного этому князю». Батый предлагал Александру Невскому стать его зятем и приёмным сыном, чтобы стать его продолжателем в Золотой Орде. Так высоко ценил он способности молодого, рослого, сильного, красивого, умного, мудрого, с зычным голосом русского князя-полководца. Однако великий князь, как истинный патриот своего Отечества, ответил отказом, а в конце своей жизни принял монашество и постригся в схиму с именем Алексий.
Одним из величайших святых Руси называют преподобного Сергия Радонежского. Время, в которое он жил, было очень трудным. Никакой надежды на улучшение жизни в будущем не чувствовалось. Татарские набеги, междоусобицы князей, предательства, разорение — так жило уже не одно поколение русских. Казалось, выхода нет из этой безнадёжности. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли бодрость.
Для того чтобы сбросить татаро-монгольское иго, построить прочное независимое государство, нужно было самим русским людям стать на уровень высоких задач, приподнять свои внутренние силы, оторвать устремления людей от сиюминутных земных забот. Вот этому нравственному воспитанию народа и посвятил свою жизнь Сергий Радонежский.
Сергий, в юные годы ушедший из мира в леса, со временем оказался в центре общественно-политической жизни второй половины XIV века. Он был сподвижником великого князя Дмитрия Донского в собирании русских княжеств вокруг Москвы. В немолодые годы он не один раз ходил к князьям нижегородскому, рязанскому, суздальскому и тихими, кроткими речами усмирял их воинственные сердца. Сергий благословил Дмитрия Донского на его битву с Мамаем и дал князю двух монахов из бывших бояр — Пересвета и Ослябю. Летопись свидетельствует о том, что «в течение всей кровавой Куликовой сечи братия монастыря молилась, Сергий же со своей прозорливостью сообщал братии о ходе битвы».
Среди святых земли Русской нельзя обойти вниманием ещё одного подвижника и чудотворца — преподобного Серафима Саровского. На Руси издавна существовали неписаные правила, по которым жили подвижники земли русской. К таким правилам относились: кротость и смирение, неустанный труд и молитва, соблюдение церковных предписаний и совершение подвигов, дар прозорливости и способность исцелять, конечно же, наставления и наличие учеников.
Более полутора тысяч имён собрания святых дал Русской православной церкви XX век. Новомученики и исповедники российские отдавали свою жизнь ради торжества православной веры в период гонений от богоборческой власти, являя пример стойкости, преданности родному Отчеству и безграничной любви к Богу.
Вместо эпилога
Крещение Руси стало началом истории единого русского народа. Становясь православными, восточно-славянские племена становились русским народом. Во все тяжелейшие времена именно осознание своей православной общности позволило нашим предкам выжить, выстоять, сохранить себя, а значит, и нас.
Крещение Руси — не просто древняя история. Это событие, которое эхом откликается в днях сегодняшних. Это наше настоящее и будущее.
Валентина Хрусталева