Как же живется нашим студентам, учащимся дистанционно? Чего из привычных студенческих радостей они лишились и что нового при этом приобрели? Об этом мы узнали у тех, кому посвящен предстоящий праздник.
Мария Масалова — выпускница СОШ № 6, теперь уже студентка второго курса Санкт-Петербургского государственного аграрного университета по направлению «Экология». Известие о том, что какое-то время учиться она будет не покидая своей квартиры, стало для девушки неожиданностью.
«Ничего не предвещало «беды», — вспоминает она. — В тот мартовский день мы пришли в университет на наши пары по расписанию. Следующей была физкультура, и мы с подругой думали о том, как здорово будет, если ее отменят. Кто же знал, что через несколько минут к нам подойдет декан и объявит, что нас на две недели закрывают на карантин?!»
В итоге карантин продлился вплоть до летних каникул. А в новом учебном году ребята вышли на учебу 6 сентября, но занимались всего два месяца. В Санкт-Петербурге вновь начали закрывать вузы, не стал исключением и аграрный университет. На сегодняшний день дистанционное обучение продлено до 6 февраля.
Как же проходит учеба в удаленном формате? Расписание осталось таким же, каким было на очном образовании. Лекции проводятся на различных интернет-платформах, таких как Moodle или Zoom. По некоторым предметам лекции выставляются на сайт дистанционного обучения в письменном виде. На этот же сайт по каждому предмету преподаватели выкладывают задания, которые нужно выполнить к определенному сроку.
Из выполнения заданий, посещения дистанционных лекций и формируются будущие оценки и зачеты. Практические занятия приходится усваивать в письменном виде, читая методички, изучая описания опытов.
«Для меня дистанционное обучение намного проще очного. В прошлом семестре из-за большой загруженности я находилась в универе каждый день с девяти утра до пяти вечера. Было очень сложно, я уставала. Поэтому дистанционка на фоне такой напряженной очной учебы оказалась совсем простой, и минусов я не ощутила. Разве что практических знаний получила намного меньше, чем при очном обучении. Так, летом не поехала на полевую учебную практику, которую мы должны были проходить в Ленинградской области.
В каких-то аспектах я разбираюсь хуже, потому что не видела наглядных примеров и не получила личного опыта. Видимо, нынешние условия пока не предоставляют таких возможностей, чтобы организовать в домашних условиях все то, что мы привыкли делать на очном обучении», — поделилась студентка.
Были и приятные моменты. Преподаватель по экономике всегда вела пары по скайпу с видеокамерой и каждую начинала с того, чтобы расслабить ребят и настроить их на рабочий лад. Приглашала своего талантливого сына, и тот несколько минут играл для студентов на музыкальных инструментах.
Конечно, неотъемлемой частью студенческой жизни всегда была сессия. В дистанционном формате прошли уже две из них. По словам Марии, зачеты и экзамены по каждому предмету сдавались по-разному. По некоторым зачет или незачет зависел от посещения пар и выполнения заданий. По другим были видеоконференции, где нужно было отвечать на вопросы преподавателя.
По физкультуре достаточно было отправить видеоролики с выполнением комплекса упражнений. Экзамены проходили в виде тестирования по всем темам, изучаемым в ходе семестра, либо по билетам в устном формате, организованном с помощью системы Moodle.
А как же с насыщенными студенческими буднями? Не проходят ли они зря, пока студенты сидят дома? Действительно, в марте одновременно с учебными заведениями закрыли и развлекательные: кафе, рестораны, музеи, клубы. Заняться в Санкт-Петербурге стало особо нечем.
«Обстановка тогда была напряженной, даже в метро было очень мало людей. Требовали, чтобы обязательно носили маски, выходить на улицу лишний раз было страшно. Приходилось сидеть дома и все время посвящать учебе. Но когда я приехала домой в Нефтеюганск, мне не было скучно: здесь я была с моими родными. Я не считаю, что много потеряла.
А когда дистанционку объявили во второй раз, в Питере все было открыто, ввели лишь комендантский час до 23:00. Поэтому моя веселая студенческая жизнь не остановилась. Меня всегда окружали близкие люди, друзья, рядом был молодой человек, мы могли видеться, гулять. И это очень здорово, что есть возможность совмещать учебу и отдых», — признается девушка.
А как же обстояли дела у нефтеюганских студентов? Об этом рассказал Алексей Степыгин, четверокурсник Нефтеюганского политехнического колледжа, обучающийся по специальности «Информационные системы и программирование».
«Весной нас перевели на дистанционное обучение практически сразу после объявления в ХМАО самоизоляции. Преподаватели и ученики, в принципе, этого ждали, но мы не знали, как все организуют. В сентябре учились очно, так как меры карантина облегчили. А сейчас у нас так называемое смешанное образование: есть часы, которые в дистанционке проводить неудобно. Например, практические работы, требующие каких-либо технических средств или прямого контроля преподавателя. Такие занятия мы посещаем в колледже. Остальные проходят он-лайн», — объяснил молодой человек.
Образовательный процесс в каждом учреждении построен по-своему. В политехническом колледже для некоторых групп разработали портал дистанционного обучения, а лекции и связь с преподавателями проводят в программе для онлайн-конференций ZOOM. Расписание при этом составлено как обычно, посмотреть его можно на сайте колледжа.
Если в расписании около предстоящей пары указана ссылка на онлайн-конференцию, то во время ее проведения нужно перейти по ссылке и там слушать преподавателя. Затем педагог дает задание, выполнить которое необходимо на портале. Результаты выполнения отображаются преподавателям. Все это автоматизировано, так что зачастую оценку за готовое задание можно увидеть сразу.
Сессии, зачеты, экзамены — все это, если не требует сдачи напрямую преподавателю, также проходит на портале. Трудностей с этим, по словам Алексея, не возникает. На протяжении всего дистанционного обучения портал развивался, добавлялись новые форматы вопросов для тестов. Если сначала были только типа «выберите из предложенного», то уже к сентябрю добавились другие — вроде «соотнесите разные варианты ответов друг с другом». Так что сдача зачетов и экзаменов со временем становилась все интереснее.
«Плюсы дистанционки в том, что можно утром просыпаться практически впритык к началу обучения, к тому же обучаться в комфортной домашней зоне. Но в этом же и минусы. Ведь дома мы привыкли отдыхать, и настроения работать практически нет. Сложнее себя заставлять что-то делать. К минусам добавлю и то, что была плохая подготовка к проведению дистанционного обучения. Первые недели из-за неорганизованности царила большая неразбериха», — отметил парень.
Дистанционное обучение некомфортно и тем, что нет постоянной связи с преподавателями. Если возникает проблема или вопрос, ответить смогут только спустя время, так как преподавателям на дистанте тоже приходится нелегко, и они бывают более заняты, чем обычно. К тому же в он-лайне нередко мешает плохая связь, либо лимит времени, либо, если лекция текстового формата, непонятное предложение. К счастью, хотя бы на практических занятиях студенты находятся в колледже и могут получить больше знаний и опыта.
Да и общения с одногруппниками в период онлайн-обучения не хватает, уверен Алексей: «Многие из нас, те, кто экстраверты, соскучились по нашей компании. Да что уж там говорить, даже некоторые интроверты признавались, что «заросли мхом». Да и вообще в обучении важны коммуникабельность и сплоченность, неотъемлемые для социализации навыки. И на дистанционке мы этого почти лишились. Хотя мы делились на мини-группы и повышенную нагрузку распределяли между собой по задачам, тем самым поддерживая общение. Так что, возможно, это новый, уникальный опыт для нас».