В этом опросе приняли участие более 20 тысяч российских подростков.
Эксперты «Трезвой России» пришли к выводу, что основные причины начала употребления учащимися наркотиков — недостаток информации о реальных последствиях приема и ошибочное мнение о существовании «легких» и «безобидных» наркотиков, не причиняющих вреда здоровью.
Мое взросление пришлось на середину 1990-х, когда Россию захлестнула волна наркомании. Тогда почти в каждой молодежной тусовке были наркозависимые. Среди наркотиков процветал героин. На улицах города, в транспорте и в магазинах стали появляться чешущиеся, зависающие «зомби».
Во дворах и подъездах мы находили использованные шприцы. А сотрудники «скорой» все чаще выезжали спасать подростков от передозировки. Однако вытаскивать удавалось не всех.
Моя сестра умерла от передозировки в 23 года, героин забрал и еще одного близкого мне человека. Времена менялись. Изменились также виды наркотиков. На смену героину пришла новая, не менее страшная опасность — соль.
Воздействие на организм
Главная опасность этого синтетического наркотика в том, что он действует на интеллектуальные способности личности. Спустя определенное число приемов у человека постепенно исчезает память. А через некоторое время он начинает сомневаться в своих действиях и не понимает, что вообще происходит. И с каждым приемом соли эти процессы только усугубляются.
Два месяца назад я встретила в салоне красоты свою старую знакомую Евгению Соколову (имя и фамилия изменены). Она назвала меня по имени и первая поздоровалась. Признаюсь, я даже не узнала в этой милой девушке ту, которую запомнила с нашей послед¬ней встречи, — плотно «сидевшую» на синтетической системе маргинальную личность в неопрятной одежде и с потухшими, пустыми глазами.
Как выяснилось, Женя прошла годовой курс лечения от наркозависимости в «Елочке» (так называют Лемпинский наркологический реабилитационный центр вернувшиеся оттуда пациенты). Зная мою профессию, попросила рассказать ее историю. Надеясь, что кому-то мое повествование, возможно, спасет жизнь.
Озорные глаза, новая стрижка и улыбка с прищуром. Сейчас Женя Соколова — яркая, харизматичная и уверенная в себе. Но так было не всегда.
Детство
О своем детстве она не любит рассказывать. При просьбе вспомнить некоторые факты вздыхает и собирается с мыслями.
До пятилетнего возраста воспитанием Жени занималась ее старшая сестра Оксана. Маме было не до того: она переживала развод с пьющим мужем. Ну а дети видели их бесконечные драки и разборки. Развязка все же наступила: глава семьи оставил жену в покое, собрал вещи и уехал. А вскоре у него появилась другая семья.
Мать Жени тянула детей одна, после работы начала выпивать. Под воздействием алкоголя срывалась на младшую дочь, могла ударить и выгнать ее ночью из дома.
После того как Оксана вышла замуж и родила сына, она уже не могла уделять много времени младшей сестренке. Женя пропадала во дворе. Дружила только с мальчишками, с ними же отчаянно дралась. Вспоминает, как домой постоянно приходили чьи-то родители и жаловались ее маме: «Ваша Женя опять побила наших мальчиков».
В пятом классе после бесконечных стычек ее перевели в другой класс. И тогда в жизни девочки появился спорт. Она хорошо каталась на лыжах, и Женю определили в город¬скую лыжную секцию. Там наша героиня добилась хороших результатов и занимала призовые места на городских соревнованиях. За победу ей подарили лыжи. Но для участия в областных и всероссийских соревнованиях нужна была финансовая поддержка родителей.
А мама продолжала пить, и ее запои становились все чаще и длительнее. Вскоре со спортом Жене пришлось попрощаться. Начались проблемы с учебой. Женя месяцами жила то у брата, то у сестры.
В девятом классе начала выпивать пиво. После окончания школы сразу устроилась на работу, появились личные деньги — стала курить травку. Это же не наркотик, ошибочно думала Женя. Она и не подозревала, что анаша — наркотик старта, который влечет за собой употребление более тяжелых препаратов.
Когда Жене исполнилось 27 лет, ее мама умерла от алкоголизма.
Чистый кайф
Начался раздел имущества, посыпались ссоры с родственниками. Потеря родного человека обернулась для девушки психологической травмой. В этот момент знакомый и предложил ей расслабиться, успокоить нервы, покурив соль. Она согласилась.
«Я тогда даже не понимала, что это такое. Ожидала эффекта релаксации, как от травы. Но тот первый раз, когда я попробовала соль, не забуду никогда. Я получила такую эйфорию, которую нельзя ни с чем сравнить. Все мои тревоги и страхи ушли, мне стало очень легко, появились какие-то волшебные силы и прилив энергии. Тогда я и представить не могла, что у наркотика есть и другая, темная сторона», — вспоминает Женя.
Время «под солью» летело мгновенно. Получив свою долю наследства, наша героиня купила квартиру. Занималась любимым делом, получала за работу хорошие деньги. Сначала курила соль раз в месяц, потом пару раз в неделю, затем все чаще и чаще. И так незаметно наркотик стал неотъемлемой частью повседневной жизни.
«В течение нескольких лет я курила и нюхала соль каждый день. Мне стало все равно, как я выгляжу. Могла сутками не есть и не спать, только «торчала». Но даже в такие моменты не понимала, что у меня появилась зависимость. Мой организм адаптировался к этому наркотику, росла потребность в нем. Никакие уговоры родных пройти курс лечения на меня не действовали. Я не понимала, почему они лезут в мою жизнь со своими советами. Мне казалось, что у меня все отлично», — рассказывает Женя.
Та первая эйфория закончилась после нескольких приемов соли, все остальные попытки получить те же ощущения от употребления наркотика были тщетными. Любому наркоману со стажем это известно. И еще они узнают, что за каждую минуту кайфа им придется потом платить.
Расплата
Через некоторое время у Жени начались физические недомогания: сильная ломота в мышцах, нервозность, потеря сна и ужасные галлюцинации. Причем при длительном систематическом употреблении соли невозможно отличить, где «глюки», а где реальность.
«Мне стало страшно выходить из квартиры, казалось, за мной следят. Начинались слуховые и зрительные галлюцинации. Со мной разговаривали стены, деревья и насекомые, я видела, как моя подруга висит повешенная в ванной. После таких видений я бросалась с ножом на людей. Я сходила с ума, но остановиться не могла.
Я видела и реальные трагедии. Мой знакомый после употребления соли выпрыгнул с пятого этажа и разбился насмерть. У подруги остановилось сердце, она что-то рассказывала и вдруг замолчала — мгновенная смерть. Другой приятель после принятия «синтетики» вышел из дома и пропал без вести, его до сих пор не нашли», — рассказывает Женя.
Она трижды пыталась завязать сама. И каждый раз срывалась. Психологическая зависимость от наркотика настолько сильна, что в одиночку с этим не справиться. Ты думаешь: всего один раз, никто не узнает. Но одна затяжка, один вдох, один укол — и ты снова на дне.
Последние годы употребления были самыми ужасными для Жени. Она потеряла все: друзей, работу, общение с братом и сестрой. Все вещи и мебель в квартире были проданы. Даже документов не осталось. Ее лучшей подруге вынесли приговор: девять лет тюрьмы за хранение наркотиков.
Однажды, проснувшись в пустой квартире, в груде грязного белья, Женя поняла, что не ела ничего уже больше недели — дальше падать некуда. Пришла к брату и попросила отвезти ее в «Елочку».
Новая жизнь
За год реабилитации в Лемпинском наркологическом центре ей помогли вернуться к нормальной трезвой жизни, причем реабилитация там проходит бесплатно. Сначала было трудно: хотелось употребить.
Снять физическую и психологическую зависимость Жене помогли доктора и психологи. Ее научили конт¬ролировать желание, она стала шить и вязать мягкие игрушки, рисовать картины.
Сейчас в квартире Евгении Соколовой уютно и красиво, родственники помогли сделать косметический ремонт, купили необходимую мебель. Женя вышла на работу и теперь мечтает открыть свой бизнес в сфере beauty-индустрии.
Каждые две недели она звонит психологу из центра, рассказывает о своих планах и достижениях. А еще каждый день ведет «Дневник чувств».
Сейчас ей 33 года. Последние полтора из них Женя провела без наркотиков.
«Нахожусь в стадии ремиссии. И, возможно, буду в этом состоянии до конца моих дней, буду бороться. После того как я отказалась от наркотиков, моя жизнь снова засияла яркими красками: я слышу пение птиц, вдыхаю запах травы. Теперь понимаю, что со всеми трудностями в нашей жизни можно справиться», — говорит моя собеседница.
На вопрос, какое самое главное ее достижение за последнее время, Евгения не задумываясь отвечает: «Возвращение доверия моей семьи. Для меня это очень важно. Брат и сестра меня очень любят. Если раньше я этого не замечала, то теперь вижу. Моя семья на протяжении долгого времени билась, чтобы меня спасти, я благодарна за это. Дай Бог каждому зависимому найти в себе силы и сделать первый шаг к выздоровлению, а потом бороться будет намного легче».