«Мы не ждали наград или похвалы – просто выполняли то, что считали нужным, и это делало нас счастливыми, – говорит моя собеседница. – Всегда, читая книги и смотря фильмы о Великой Отечественной войне, восхищалась людьми, которые шли добровольцами на фронт. И задавала себе вопрос: а смогла бы я? Конечно, меня, женщину, в бойцы не возьмут. Но когда появилась возможность попробовать свои силы в добровольчестве, я её не упустила».
Оксана уже 19 лет трудится в департаменте муниципального имущества Нефтеюганска. Однажды на работе увидела листовки с приглашением принять участие в проекте «Доброслужащий». Заинтересовалась сразу, однако твёрдое решение зрело несколько месяцев. Долго не выдавалось удобного момента: дома семья, маленький внучок, работа.
А в январе появилось свободное время – взяла отпуск за свой счёт и поехала. Именно зимой существует особая необходимость в добровольцах. Ведь многие едут в ротацию летом, а в холодный и ветренный период рискнёт далеко не каждый.
«Сейчас очень важна помощь в прифронтовой зоне: и бойцы, и мирные жители нуждаются в поддержке. Решив поехать в ЛДНР с гуманитарной миссией, я не только поверила в свои силы, почувствовала прилив энергии и внутреннее удовлетворение, но и обрела дополнительный смысл жизни. И это очень ценно! В будущем не буду корить себя мыслями о том, что могла помочь, но не поехала. Я горжусь собой!» – поделилась женщина.
«Прилётов не было, кормите спокойно»
Гуманитарный добровольческий корпус Югры заботится о тех, кто принял решение пополнить его ряды.
Доброслужащим оплачивают дорогу, организуют обучение, их встречают в представительстве округа в Москве. Кроме того, им обеспечивают консультацию психолога, страховку, культурную программу (походы в театр в Донецке и в музей в Луганске), а по возвращении – дебрифинг. Существует в ГДК также институт наставничества, помогающий новичкам быстро освоиться и получить грамотное сопровождение.
Нашу героиню с позывным «Кипр» направили в город воинской славы – Ясиноватую. Задачи пришлось выполнять разные: от раздачи нуждающимся горячей еды, доставки и разгрузки гуманитарных грузов до помощи в госпитале на приёме раненых.
Режим дня строгий: каждый следующий день планируется уже с вечера, когда старший распределяет задачи и назначает ответственных. Подъём в шесть утра, а если ты дежурный по кухне – в четыре, чтобы успеть приготовить горячую еду. Затем утренний туалет, завтрак, обязательный инструктаж.
«При себе обязательно нужно иметь три вещи: паспорт, заряженную и включённую на полную громкость рацию, аптечку. В восемь утра все разъезжаются по своим местам. Потом обед, он не всегда на базе, чаще где придётся. Но еды много. Мы старались готовить вкусно: и драники, и блинчики, и оладьи, даже торт пекли», – рассказывает Оксана.
Ежедневно команда выезжала в Авдеевку. У местных жителей нет ни газа, ни электричества, поэтому добровольцев с горячей едой люди встречали радостно. Один старичок каждый раз докладывал обстановку: «Сегодня прилётов не было, кормите спокойно!» Звуки снарядов слышны постоянно. Добровольцы доверяют друг другу в вопросах безопасности: пока одни раздают еду, другие наблюдают за небом.
«Страшно было всегда. Когда я приехала, у меня сердце сразу будто клещами сжало. А разжало лишь по возвращении в Москву, только там смогла вдохнуть полной грудью, – признаётся доброслужащая. – Как-то раз прямо внутри нашей базы обвалился потолок. Мы были в помещении в тот момент, на нас рухнули плитки. Испугались, подумали – прилёт. Оказалось, этажом выше бегали дети, а перекрытие старенькое – не выдержало».
Однажды строили подсобное помещение – сарай для угля. Вырыли траншею, вырубили корни, уложили камни для фундамента. Возможности посмотреть в интернете правила стройки не было: телефонами пользоваться запрещено. Всё вспоминали сами. И получилось здорово: сарай вышел надёжным и красивым!
Ездили добровольцы и в Макеевку, чтобы родителям детей, участвовавших в «Ёлке желаний», вручить подарки: велосипеды, гитары, конструкторы и другие развивающие игрушки.
Вечером – ужин, стирка, подготовка одежды и снова собрание, чтобы поделиться эмоциями и переживаниями, а также получить задание на завтра. Отбой – в полночь.
Мы рядом, мы поможем
Работа в госпитале была ещё сложнее – и физически, и морально. Трудиться приходилось по 15-16 часов подряд. Раненых солдат привозили прямиком из окопов – замёрзших, обгоревших. Добровольцы встречали их, помогали снять грязную, окровавленную одежду, обрабатывали раны, делали перевязки, одевали солдат в чистое и сухое.

«Иногда нужно помочь надеть носки – сначала тонкие, а сверху тёплые шерстяные. Стараешься хоть на минуту согреть им ноги своими руками, чуть помассировать. Хочется поблагодарить всех мастериц, которые вяжут носки. Они невероятно востребованы, особенно если широкие и без плотной резинки (лучше на завязочках): когда ступни перевязаны, подобрать носки непросто. То же самое касается обуви. Иногда, если чуни заканчивались, приходилось разрезать новые носки, чтобы их можно было надеть на перевязанную ногу», – говорит Оксана.
Трогательны мгновения, когда в свёртке с носками находили конфетки, отдавали их бойцу и видели в его глазах искорки благодарности. Случалось, требовалось наложить шину на руку, и, чтобы раненому было удобнее, подвязывали косынку. В госпитале были специальные текстильные рукава из гуманитарной помощи, каждый сопровождался письмом к нашим героям. Бойцы бережно относятся к этим письмам, читают их и потом хранят у себя в документах.
Пригождались и полотняные мешочки на завязках. Бывало, куртка у солдата порванная, обгоревшая – приходится выбрасывать. И все важные вещи: документы, телефон, сигареты, шевроны – складываются в такой мешочек, а его надевают бойцу на руку, чтобы ничего не потерялось.
Помощь нужна совершенно разная. Иногда подержать раненого, чтобы он не мешал доктору проводить необходимые манипуляции. Иногда успокоить бойца, которому больно и страшно.
«Встаёшь около, гладишь по голове и говоришь: мы рядом, мы поможем, – рассказывает доброволец. – Увидела я много всего, порой казалось, что сердце не выдержит. Однажды пришлось участвовать в небольшой операции. Попросили зафиксировать бойцу руку. А врачу нужно разрезать, зашить. Она мне: «Держи щипцы, подай иголку, зажим!»
Низкий поклон врачам и санитарам, которые работают круглосуточно, без выходных и сна! Это настоящие волшебники: раненого на носилках приносят, а уже через пятнадцать минут он, обработанный, идёт на своих ногах. Я бесконечно уважаю людей, трудящихся в госпиталях».
Запомнился Оксане и такой случай. Пришёл совсем юный солдат, мальчик лет 18. Совсем худой, еле ходит, но целый. «Здравствуйте, подскажите, где здесь доктор». Ему: «А где раненый-то?» Он, чуть не теряя сознание: «Я не раненый, просто две недели ничего не ел». Покормили его, отогрели, окружили заботой.
Новые герои нашего времени
Справиться с таким спектром задач, особенно человеку, в обычной жизни работающему в офисе, совсем непросто. На вопрос, где же черпала силы, Оксана Вешицкая ответила, что для добровольцев лучшая награда – слова благодарности. Они дают мощный заряд энергии и мотивируют продолжать делать добро.
Огромная поддержка идёт и от команды. Все добровольцы – добрые, отзывчивые, работают как сплочённая команда. Микроклимат в коллективе совершенно иной, чем в мирной жизни.
«Мне посчастливилось в моей первой ротации оказаться в самом лучшем подразделении, – заявила моя собеседница. – Со мной была замечательная женщина, которая стала моей боевой подругой. В мирной жизни она работает в реанимации в городе Покачи, а то была уже четвёртая её ротация. Меня она поддерживала эмоционально, научила многим вещам, стала мне практически старшей сестрой. Отдельно отмечу нашего старшего – наставника Эльдара. Строгий, но справедливый, с хорошим чувством юмора. Спасибо ему за заботу о нашей безопасности!»
Добровольцев ГДК Оксана называет новыми героями нашего времени и удивляется, почему о них до сих пор не сняли фильм. У каждого из них невероятное количество историй, которые стоит узнать людям. А главное – люди там настоящие, без масок, которые привыкли носить в мирной жизни.

«Среди добровольцев много людей с чувством юмора, соответственно, и моментов в миссии много смешных. Я бы, например, включила в фильм то, как на меня надевали бронежилет. «Модный приговор» отдыхает! И как я в полной экипировке – с моим высоким ростом, да ещё в каске – пытаюсь забраться в «Патриот». Это было очень смешно!» – улыбается наша героиня.
Жизнь после
После миссии жить хочется по-другому. Оксана с лёгкостью рассталась с ненужными вещами в доме, выбросила всё, что копилось годами. Начала заниматься спортом, чтобы привести себя в форму перед следующей поездкой. В том, что она состоится, уверена.
«Кто хочет увидеть последствия войны своими глазами, тому стоит поехать туда. По телевизору картинка не воспринимается так остро, – отмечает доброслужащая. – Я прочувствовала лично, что добровольчество – дело непростое. Но для меня было огромным счастьем работать вместе с инициативными, активными и ответственными людьми. Участие в Гуманитарном добровольческом корпусе дало мне возможность проявить самые лучшие черты характера. Мне не жалко времени и сил, ведь я получила уникальные эмоции и опыт».