Подумать только, 38 лет назад в мою школу в первый раз пришли дети. Уверена, она выглядела абсолютно по-другому. Наверняка стены и пол были иного цвета. Впрочем, это и не важно. Важно то, что в ней, вероятно, работали совершенно другие люди: другие учителя, повара, уборщицы, библиотекари, которые с душой и сердцем относились к своей работе. И новый коллектив коих мне столь любим.
В эту школу ходили совершенно другие дети. Они собирали макулатуру, играли в резиночки на переменах и радовались механическим игрушкам, совсем не зная компьютеров. На смену тем ребятам пришли мы. Дети, которые почувствовали на себе переход к более современным технологиям.
Я сама хорошо помню тот день, когда нам в первый раз повесили электронную доску. Помню восторженный шепот моих одноклассников: «На ней и правда можно будет писать руками, без мела? Или даже электронной ручкой?» Или тот день, когда впервые появился электронный журнал. Тогда нам казалось это все таким странным, даже космическим. Теперь это привычное дело, больше не вызывающее столько восхищения.
В прошлом году моя сестра впервые переступила порог нашей школы. И я отчетливо вижу разницу. Ведь для сестренки с первых дней все эти предметы не являются чем-то удивительным.
Я вижу, что время изменилось. Будет меняться и дальше. Возможно, лет через десять я уже не узнаю свою школу. Но надеюсь, что она все равно останется таким же душевным местом, каким является сейчас.
Недавно я нашла фотографию девушки, похожей на меня (на снимках выше). Суть в том, что это фото было сделано в 1900 году. Невероятно, но на рубеже XIX и XX веков жила девушка, очень похожая на меня, которая тоже получала образование. Мне стало интересно: как?
А вы знали, что очень долгое время обучение детей проходило примерно так: учитель читал лекцию, а дети слушали. Но эта система обучения не была особо успешной, так как маленькие дети просто не могли долгое время сидеть на одном месте и при этом воспринимать огромный объем информации. Так было, пока в систему образования не внесла свои поправки Мария Монтессори.
Мария Монтессори — итальянский врач, педагог, ученый, философ и просто потрясающая женщина, проживавшая как раз в тот промежуток времени, в коем жила и похожая на меня девушка. Марии, получив образование врача, удалось не только покончить со стереотипом, что женщины пригодны лишь в гувернантки и матери, но и разработать собственную педагогику.
Основа ее педагогики была в том, что дети усваивают информацию во время игры, делая определенные действия самостоятельно; а каждый ребенок индивидуален, и потому к каждому нужен уникальный подход. Тогда это кардинально изменило детскую систему образования. Люди поняли, что педагогика Монтессори приносит плоды, работая даже на детях с ограниченными возможностями.
Еще важной деталью, по моему мнению, является то, что Мария Монтессори так и не вышла замуж, полностью погрузившись в работу и отдавая каждому ребенку кусочек своего сердца. С того времени почти весь мир принял такую систему обучения. Мне очень хочется думать, что именно по похожей методике и занималась девушка с зонтиком.
Сейчас частично эта методика используется и в наших школах. Нам больше не надо сидеть и выслушивать многочасовые лекции. Мы учимся, выполняя различные задания, тренируя необходимые в жизни навыки и получая собственный опыт.
Для меня школа — не только общеобразовательная организация, не просто бетонное здание, это и школа жизни. Ведь многое здесь происходит впервые: и первый урок, и первая победа, и первое поражение, и первая любовь. Мы учимся здесь самому важному: честности, отзывчивости, целеустремленности. Учителя учат нас преодолевать себя, свою лень, неорганизованность, не останавливаться на достигнутом, идти вперед.
В школе мы изучаем много дисциплин. Есть предметы, без коих невозможно стать грамотным и образованным человеком, а также которые являются любимыми. Для меня это русский язык и литература. Многое зависит от учителя, от его любви к своему предмету, от того, как педагог прививает интерес к тому, что преподает. Учителя оставляют частичку себя в каждом из нас.
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то —
Такая, брат, у нас с тобой работа.
Пройдут годы, но я знаю: как бы ни менялась моя родная школа, какие бы новшества ни внедрялись в систему образования, как бы ни менялся учительский и детский состав, мы будем о ней вспоминать. И воспоминания эти будут всегда светлыми, ведь в каждом из нас живут частицы учительских сердец.
Фото СОШ №3: departugansk.ru