Согласно статистике Министерства просвещения РФ сегодня более половины российских школьников после окончания девятого класса выбирают для поступления учреждения среднего профессионального образования. Это неудивительно, ведь учёба в колледже даёт возможность в короткие сроки получить профессию или специальность, востребованную на рынке труда, чтобы в дальнейшем с лёгкостью трудоустроиться.
Студент III курса направления «Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования» Нефтеюганского политехнического колледжа Курманбек Султанбеков в своём будущем уверен. Не покидая стен колледжа, он прошёл собеседование в крупнейшее предприятие города ООО «РН-Юганскнефтегаз».
«Я один из немногих, кто успешно прошёл собеседование и попал в такую престижную компанию. Всё благодаря моему мастеру Радмиру Юлаевичу Буранбаеву, который подготовил меня для участия в собеседовании. Я направил документы, сейчас их проверяет служба безопасности предприятия, и уже в сентябре меня ждут на рабочем месте. Работу буду совмещать с учёбой по индивидуальному плану», — рассказал молодой человек.
Неограниченные возможности появились у студентов благодаря национальному проекту РФ «Образование». Среди его ключевых задач — развитие системы среднего профессионального образования, оснащение колледжей современным оборудованием, поддержка мастеров производственного обучения.
На сегодняшний день в Нефтеюганском политехническом колледже обучается порядка 1600 студентов по 20 программам. Две из них — по подготовке квалифицированных рабочих и служащих, 18 — по подготовке специалистов среднего звена. Столяры, плотники, сварщики, повара, экономисты, буровики, парикмахеры — все реализуемые профессии и специальности входят в топ-50 России и топ-50 ХМАО — Югры, то есть востребованы на рынке труда.
Профессионалитет
В 2022 году стартовал федеральный проект «Профессионалитет». В НПК он реализуется по двум кластерам: «ПрофЮграТЭК» по специальности «Информационные системы и программирование» и «Югра НГК Проф» — «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
«Федеральный проект «Профессионалитет» — новый подход и один из этапов реструктуризации среднего профессионального образования. Он позволит сделать обучение более гибким, адаптированным к реалиям производства и способным своевременно восполнять дефицит кадров, — говорит Мария Котова, заместитель директора НПК по учебно-методической работе. — Его цели — качественное и быстрое обучение молодёжи навыкам, необходимым на рынке труда, а также обеспечение важных профессиональных отраслей рабочими руками и кадрами среднего звена».
Особенность проекта в том, что молодые специалисты обучаются по новым образовательным программам, чьё содержание учитывает современные требования в динамично меняющемся бизнесе и промышленности. «Профессионалитет» помогает сократить сроки профессиональной подготовки студентов и повысить практикоориентированность. Для этого образовательные организации и предприятия объединяются в индустриальные кластеры, которые совместно разрабатывают программу обучения и реализуют её.
Работа в данном направлении проходит по определённому алгоритму. Предприятие-работодатель обозначает потребности отрасли: какие кадры и в каком количестве требуются, какими навыками и компетенциями им надо обладать, на каком оборудовании они должны уметь работать.
Образовательные организации совместно с работодателем разрабатывают программу и интегрируют запросы предприятия в учебные процессы. Ведущие эксперты работодателя принимают личное участие в образовательном процессе и выступают наставниками для обучающихся. Педагоги учебных заведений-партнёров получают индивидуальные планы развития и проходят стажировки на базе предприятий.
Практическая подготовка обучающихся осуществляется на предприятиях и в организациях — участниках проекта, с первых дней обучения и до последующего трудоустройства.
«Такой подход даёт преподавателям понимание, чему следует учить студентов для работы на предприятии, какие навыки и знания нужны в реальности. Поэтому студенты, поступившие по программе «Профессионалитет», учатся по времени меньше, но продуктивнее: они получают широкий набор компетенций, которые нужны будущему работодателю», — подчеркнула Мария Николаевна.
Практика
Благодаря национальному проекту РФ «Образование» у студентов колледжей и техникумов появилась возможность обучаться востребованным профессиям в профессиональных мастерских с современным оборудованием. Такие мастерские позволяют не только повысить качество обучения, но и сделать его более интересным и ориентированным на практику.
Нефтеюганский политехнический колледж оборудован современными мастерскими, приближенными к производству, они помогают создавать условия для практики и более качественной подготовки кадров. В соответствии с календарным учебным графиком учебная практика в мастерских реализуется у обучающихся начиная со второго курса. Практические занятия направлены на освоение студентами умений по решению учебных, а затем и профессиональных задач.
Выполняя практические задания, студенты учатся работать с техническим оборудованием, решают производственные ситуации, выполняют чертежи, расчёты и вычисления, работают со специальной документацией.
Данил Илатовский учится на втором курсе по направлению «Сварщик ручной и частично механизированной сварки». Выбрал эту профессию, ибо уверен, что сможет найти работу в любом уголке России.
«Практические занятия помогают глубже освоить профессию. Теоретических знаний недостаточно, если они не закреплены на практике. Здорово, что есть возможность, узнав что-то новое, сразу попробовать это сделать своими руками. Например, сегодня мои одногруппники собирают печки-буржуйки для участников специальной военной операции, кто-то отрабатывает тавровое соединение, другие — потолочное. Каждый старается научиться многому, потому что это пригодится в дальнейшей работе», — поделился парень.
Отточить свои профессиональные навыки ребята могут и в различных конкурсах. Один из них — Всероссийское чемпионатное движение «Профессионалы». В нём студенты НПК принимают участие ежегодно. Курманбек Султанбеков в текущем году занял второе призовое место по компетенции «Сантехника и отопление».
«Сам конкурс длился пять дней, каждый день мы работали с восьми утра до пяти вечера. Задания были по модулям: собирали водоснабжение, отвод канализации, санитарно-технические приборы, отопление. Победить мне помогли моя скорость и много тренировок за плечами. Готовился в мастерских колледжа около двух месяцев с мастером», — рассказал юноша.
Трудоустройство
После окончания колледжа выпускник может сразу начинать работу на предприятии. В учреждении работает центр содействия по трудоустройству выпускников.
«На сегодняшний день у нас заключено более 150 соглашений о сотрудничестве с предприятиями города и округа. К нам обращаются выпускники, чтобы узнать, какие актуальные вакансии есть на предприятиях. Мы помогаем ребятам в составлении резюме, подготовке всех необходимых для трудоустройства документов», — пояснила руководитель центра Лилия Назарова.
Фото: Валерия Фролова
В настоящий момент трудоустроено 80 % обюучающихся выпускных групп, а 50 % общего числа студентов совмещают учёбу и работу. Трудятся молодые специалисты в «РН-Юганскнефтегазе», «РН-Сервисе», «Транснефти», «Сибирской Сервисной Компании», «Сургутнефтегазе», «РН-Бурении» и на других предприятиях.
«На базе нашего колледжа мы организовали мероприятие «Время карьеры». Пригласили работодателей и в актовом зале открыли площадки по каждому направлению. Представители компаний рассказывали студентам о своих вакансиях, показывали презентации, проводили мастер-классы. Кроме того, предприятия зовут наших студентов к себе на экскурсии», — говорит Лилия Манзуровна.
В нынешнем году на базе НПК открываются две новые специальности: «Сварочное производство» и «Преподавание в начальных классах». Последнюю колледж будет реализовывать по запросу департамента образования Нефтеюганска.