Впервые в КЦ «Юность» при поддержке Всероссийского общества слепых и Фонда президентских грантов состоялся аудиотактильный 4D-спектакль «Кавказский пленник» по мотивам одноименного рассказа Льва Толстого. Это не имеющая аналогов инклюзивная постановка тюменского Экспериментального шекспировского театра, адаптированная для наиболее полного художественного и эмоционального восприятия слабовидящими и даже незрячими людьми.
Всего пять действующих лиц и четыре артиста. Екатерина Матюшкина — единственный в Тюменской области театральный тифлокомментатор, она же актриса. (Тифлокомментированием называют детальное и лаконичное описание предмета, персонажа, определенного события или места, которое не воспринимается незрячим человеком без устных пояснений.) В данном случае это не технический перевод (на сцене появляется человек, во что он одет, что у него в руках и т.д.), а пояснение внутри авторского текста. Спектакль идет около часа и рассчитан на 22 зрителя.
На сцене КЦ вместо декораций стоит большой деревянный сарай, стены которого выкрашены в ярко-зеленый цвет. Внутри него, по бокам, деревянные лавки, а у одной стены — огромная клетка. На стенах ковры и сабли, внутри полумрак. Все это и есть декорация-театр. Ведь зрители заходят внутрь и, располагаясь на лавках, находятся от актеров на расстоянии вытянутой руки.
Действие сопровождается звуковыми эффектами, вибрацией сидений. Если учесть, что все происходит в полумраке, каждый звук кажется громче. А еще в спектакле есть момент, когда Дина приносит пленнику кусок баранины. В данном эпизоде использована настоящая еда, чтобы все присутствующие могли ощутить аромат мяса и специй. Периодически появляются герои с фонарями в руках и словно рассеивают мрак. Зритель в этих спектаклях является не сторонним наблюдателем — он внутри этой истории.
«Спектакли наши строятся таким образом, чтобы их можно было показывать где угодно, — рассказывает Алексей Ушаков, директор театра. — Мы не привязаны к театральным площадкам, это интерактивная самодостаточная декорация. Мы привозим свою аппаратуру, самостоятельно монтируем ее в любом помещении: на сцене театра, в спортзалах и даже в подвале.
4D-формат в театральном направлении — это наше изобретение. Визуальный ряд почти отсутствует, главное — обоняние, осязание, звук и тактильные эффекты. То есть видеть происходящее совсем не обязательно.
А начинали мы свой эксперимент в 2007 году, когда об инклюзиве никто еще не говорил. «Кавказский пленник» — уже пятый спектакль в этом жанре. Есть спектакли и для слабослышащих. Надо сказать, в таком жанре больше никто не работает. Так как спектакли благотворительные, без помощи Фонда президентских грантов мы не могли бы организовывать гастроли. И поэтому очень благодарны, что есть те, кто поддерживает наше желание открыть театральные двери для абсолютно любого зрителя».
Анастасия Филиппина.
Фото Михаила Перминова