Часто можно услышать выражение: «Я человек, далекий от науки», но это лукавство, все сферы жизни человека тесно связаны с наукой как с основным компонентом современной культуры, который определяет уровень развития общества. Наука непрерывно требует развития и развивается, а для этого нужна передача знаний из поколения в поколение. На первые детские вопросы об устройстве окружающего мира отвечают родители, затем эту роль принимает на себя учитель. Учитель может многое, если ему не безразлично то, чем он занимается, если он сам любит науку и него есть желание прививать любовь к ней своим воспитанникам.
В.О. Ключевский утверждал: «Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть уменье пользоваться знанием как следует». Следуя этому принципу, учитель наставляет юного исследователя, направляет его в научном поиске, помогает ориентироваться в обилии информации, т.е. учит применять знания на практике.
Научно-исследовательская работа в школе, несомненно, отличается от деятельности профессиональных ученых, но и в ее основе лежат поиск истины и стремление ответить на проблемные вопросы. Возможно, открытие, которое делает учащийся, является открытием только для него, а не для всего научного мира, но это открытие ценно тем, что оно свершилось, что пытливый ум заметил необычное явление и смог его объяснить.
Видеть необычное в обычном, задавать вопросы и выдвигать гипотезы – всему этому учат своих подопечных педагоги МБОУ «СОКШ №4», и их деятельность приносит свои плоды. Среди талантливых молодых ученых школы – победители и призеры конкурсов научно-исследовательских проектов различного уровня: муниципального этапа конференции молодых ученых «Шаг в будущее», муниципального конкурса проектов по ОРКСЭ и ОДНКР, Кирилло-Мефодиевских юношеских образовательных чтений, Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева, Открытого международного конкурса междисциплинарных исследовательских проектов школьников, Всероссийского конкурса (с международным участием) научных, методических и творческих работ «Родина: патриотизм, гражданственность, толерантность», Всероссийского конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ «Обретенное поколение» (НС «Интеграция»), Всероссийского конкурса «Юный исследователь» (МАН «Интеллект будущего») всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо».
Обучающиеся МБОУ «СОКШ №4» ежегодно удостаиваются чести быть занесенными на Доску Почета «Молодежь – гордость Нефтеюганска» за заслуги в области
образования, становятся победителями Конкурса на призы Главы города «Компетентностный учащийся общеобразовательного учреждения» в номинации «Учебно-исследовательская деятельность». В этом году в конкурсе принимают участие Лобачева Арина и Пичко Ангелина, учащиеся 11 кадетского класса. Лобачева Арина – победитель муниципального этапа конференции молодых ученых «Шаг в будущее» в секции «Литературоведение», она будет представлять наш город на региональном этапе. Пичко Ангелина – призер финального этапа Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева. Ее работа о способах повышения двигательной активности граждан «серебряного возраста» получила высокую оценку и принесла девушке бронзовую медаль.
Благодаря учителям, осознающим, что успех каждого ребенка заключается в индивидуальном подходе к его интересам и желании раскрыть скрытый потенциал ученика, таким, как Л.А. Максимова, учитель начальных классов, А.Е. Сартасов, учитель истории и обществознания, Л.Е. Леухина, учитель географии, Л.Н. Старыш, учитель немецкого языка, Е.Ф. Белогурова, учитель русского языка и литературы, и многим другим, в школе сложилась особая система работы с учащимися. В ее основе – поддержка и сопровождение каждого ученика, желающего заниматься исследованиями, а также популяризация различных сфер научного знания.
Юным ученым и тем, кто только задумывается над темой своего будущего изыскания, хочется в качестве напутствия привести строки великого русского ученого М.В. Ломоносова:
…О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.