Цель собрания — определить уровень креативности среди бизнесменов
и объединить инициативу, закон и действие для создания нового общественного движения.
Формат совещания смешанный: часть спикеров — он-лайн, большинство — реальные люди. Клич предпринимателям кинули в социальных сетях. Пришли порядка 25 человек: предприниматели, руководители городских учреждений, представители администрации города. Светлана Григорьева в своем вступительном слове призвала предпринимателей объединиться и представлять Нефтеюганск не отдельным товаром или услугой, а целой креативной командой. Благо есть что показать и чем гордиться!
На связи из Ханты-Мансийска Екатерина Удалова, заместитель директора окружного Фонда поддержки предпринимательства. «2021 год объявлен ООН Годом креативной экономики. Креативные идеи уже давно называют новым золотом и новой нефтью, — цитирует Екатерина Сергеевна федеральных чиновников. — Кроме того, Югра — один из немногих регионов, где разработан, издан и действует закон о креативных индустриях. Наш округ входит в топ-20 территорий по опережающему развитию креативных индустрий. Главные инвестиции ближайших лет — в человеческий капитал».
Уже год в Югре действует закон о креативной индустрии (№ 70-оз от 27.07.2020). Некоторые муниципалитеты организовали так называемые арт-резиденции разных форм собственности, где представители креативных сфер объединились в профессиональные сообщества. Кто же может представлять креативную сферу в нашем городе? Об этих направлениях говорится в законе. 13 направлений креатива четко определяют вид деятельности.
Направления (сферы) креативных индустрий:
1) изобразительное искусство;
2) исполнительское искусство;
3) аудиовизуальное искусство;
4) телевизионные, радиовещательные, интернет-вещательные, издательские проекты;
5) продюсерская деятельность, связанная с созданием, производством и продвижением кино-, видеопродукции, музыкальной продукции и проектов, а также проектов в сфере изобразительного, исполнительского, аудиовизуального искусства;
6) образовательные проекты;
7) создание и (или) продвижение товарных знаков, маркетинг, включая рекламную деятельность, с использованием авторского, патентного права, объектов интеллектуальной собственности;
8) информационные, коммуникационные и цифровые технологии в производственных и непроизводственных сферах;
9) архитектурная, инженерная, конструкторская деятельность, урбанистика;
10) дизайн;
11) индустрия моды декоративное искусство, народные художественные промыслы;
12) деятельность в сферах туризма, спорта, отдыха;
13) научные исследования и разработки.
Нужно не просто быть причастным к перечисленным сферам деятельности — важно зарегистрироваться в окружном реестре субъектов креативных индустрий. Эта процедура подробно описывается на сайте Департамента экономического развития ХМАО — Югры.
На данный момент только два представителя предпринимательского сообщества из нашего города внесены в этот реестр. Одна из них — Наталья Королева, руководитель школы иностранных языков «Лингва». Она поделилась с коллегами по цеху опытом, как войти в реестр субъектов креативных индустрий:
Список сфер — внушительный, и нефтеюганские предприниматели смогут смело войти в данный реестр.
Сегодня образование, спорт, культура, дизайн, искусство, интеллектуальные игры, квесты и даже модная индустрия широко представлены в нашем небольшом городе именно предпринимательской альтернативой.
Округ, заявляя о всероссийском лидерстве в сферах креативной экономики, будет говорить в числе других и о Нефтеюганске.
Своими креативами и успехами делились действующие предприниматели нашего города. Елена Фомичева рассказывала про модельное агентство для детей и арома-школу для взрослых. Степан Егоров, основатель «Мозгобойни» в Нефтеюганске, говорил о внушительном запросе горожан на интеллектуальный досуг. Евгения Урюмцева как мастер городского нетворкинга знает, чего хотят все дети Нефтеюганска и чего им еще не хватает.
Что дает предпринимателям причастность к креативным сферам? В первую очередь централизованную поддержку от субъекта: образовательную, финансовую, маркетинговую, правовую и репутационную. Основная ценность креативной индустрии — интеллектуальная собственность. Получить патент, узаконить услугу, зафиксировать интеллектуальное право.
Удачный пример по созданию креативного сообщества привела, присоединившись к встрече он-лайн, спикер из Сургута Ольга Сидорова, эксперт по развитию гражданского общества Общественной палаты ХМАО — Югры, руководитель сургутской арт-резиденции:
Ольга Викторовна отметила, что финансовая поддержка для субъектов креативной индустрии очень обширна. Прежде всего, это гранты разных уровней. Например, в конкурсе на окружной грант для физических лиц креативные сферы выделены в отдельный сегмент. В случае победы можно получить до 300 тысяч рублей. Конечно, это небольшая сумма. Но если идея включает в себя мероприятия, организованные с разных сторон креативными предпринимателями, то указанную сумму можно умножать на число заявителей. Вот чем и хороши сообщество, кластер, резиденция! Объединяясь, люди могут сделать больше. Для себя и для других.
«Проблема Нефтеюганска, — высказалась предприниматель Евгения Урюмцева, основатель детского пространства «Резиденция детства», — в том, что мы одиночки. Представляете, если мы все свои идеи и собственную энергию станем направлять на совместные мероприятия. Какой у них будет высокий уровень!»
К этому мнению в итоге трехчасового собрания пришли все участники. Креативный кластер находится в процессе создания. В телеграме создано сообщество для желающих стать частью креативной индустрии Нефтеюганска. Идет обсуждение документов и определяется форма собственности будущего объединения. Присоединяйтесь к общей идее сделать наш город ярче, а жизнь в нем — интереснее! Первые итоги работы предприниматели решили подвести уже через месяц. Подробности — по телефонам: 22-96-62, 8-912-519-52-19 (Ильина Илия Витальевна, специалист-эксперт отдела развития предпринимательства и потребительского рынка департамента экономического развития администрации Нефтеюганска).