Среди самых грязных городов уверенно лидирует Норильск. Такое сомнительное первенство населенный пункт завоевал из-за горно-металлургического комбината. Второе место занимает столица нашей Родины с ее миллионом тонн выбросов, чья большая часть обязана наличием в Москве значительного автопарка. За ней следует Санкт-Петербург. В городе на Неве основной объем выбросов также принадлежит автомобилям.
В крупных городах существует альтернатива. Всем известны такие виды экологического транспорта, как троллейбус и трамвай (оба работают от электричества и предназначены для перевозки пассажиров), которые давно курсируют и по Москве, и по Екатеринбургу. В северных городах передвигаются в основном на машинах.
В нашем городе зарегистрировано около 78 тысяч единиц автомобильного транспорта. По словам Сергея Хрущатова, старшего государственного инспектора РЭО ГИБДД ОМВД по Нефтеюганску, за 17 лет его работы наблюдается постоянное увеличение числа транспортных средств.
Два лучше, чем четыре
Однако не все нефтеюганцы так стремительно пересаживаются на четырехколесных железных коней. Артем Сотников, педагог дополнительного образования Дома детского творчества, уже третий год передвигается по городу исключительно на велосипеде. Даже сегодня, когда на календаре конец ноября, его двухколесный транспорт не пылится в гараже. Массовый велосипедный пик, по словам молодого человека, произошел несколько лет назад — тогда велосипедами решили обзавестись многие нефтеюганцы.
«Заметил, что велосипедов в городе стало больше. Это случилось, когда на ремонт была закрыта улица Набережная. Часто наблюдал, как мужчины в костюмах и с портфельчиками передвигаются на таком транспорте. Город стоит — время идет, а работать надо», — шутит Артем.
Сам молодой человек проезжает не менее 20 километров в день. А когда к маршруту «дом — работа — дом» добавляется и велопрогулка, автоматический счетчик на двухколесном друге показывает пробег вдвое больше. В первую очередь для Артема были важны дешевизна транспорта, скорость передвижения и маневренность.
«Раньше вообще пешком ходил. Но понял: чтобы передвигаться по городу, просто необходим транспорт. Позволить себе автомобиль пока не могу, да и надобности теперь в нем нет. От дома до работы, то есть от п. Звездного до 14 микрорайона, летом добираюсь минут за 15. Сейчас мне хватает на дорогу 20-25 минут. Если ехать на машине, учитывая пробки, не на много быстрее получится. Хоть наши дорожные заторы и не сравнить с теми, что в городах-миллионниках, все же это впустую потраченное время. Город у нас компактный, потому на велосипеде перемещаться лучше всего: это самый удобный способ», — говорит Артем.
Раньше молодой человек использовал велосипед только в теплое время года. А этой зимой решил не загонять двухколесного друга на отдых — продолжать кататься.
«Сейчас сменил велосипед — взял модель посерьезней, чтобы можно было зимой ездить. Для этого нужна минимальная подготовка: хорошие теплые вещи и сам велосипед. Специально зимнюю резину не покупал, а сам ее шиповал обычными строительными саморезами. По профессии я строитель — мне это труда не составило. Конечно, в Интернете много информации на этот счет, но я методом проб и ошибок нашел собственный способ», — рассказывает наш герой.
«Никто же не пробовал ездить на велосипеде. Одет ты тепло, благо сейчас есть огромный выбор специальной одежды. Когда крутишь педали, становится очень жарко. Был как-то случай: проколол колесо в мороз. Пришлось идти пешком с велосипедом, не бросишь ведь друга. Сейчас я модернизировал велосипед и хочу посмотреть, до скольких градусов смогу ездить, какая она, критичная точка для моего транспорта. Не все, конечно, понимают, почему зимой некоторые передвигаются на велосипедах», — говорит педагог.
Еще несколько лет назад по соцсетям «гуляла» фотография отчаянного велосипедиста, который передвигается в мороз то по нефтеюганским улицам, то в Сургуте. И это тоже наш земляк — Виктор Егоров, велоспортсмен и один из соратников нашего героя.
«Велосипед — дело полезное. И для собственного здоровья, и для окружающих. Никакого вреда он не приносит. Город маленький, а транспорта много. Когда едешь в час пик, загазованность особенно чувствуется — тяжело ехать вдоль дороги. И есть большая разница: ночью ехать на велосипеде или днем», — говорит Артем Сотников.
Ощущают велосипедисты ту самую загазованность, когда едут в общем автомобильном потоке. Количество отходящих автомобильных газов в основном определяется массовым расходом машинами топлива. В отношении суммарного объема выходящих из глушителя выхлопных газов можно ориентироваться приблизительно на такую цифру: килограмм сжигаемого бензина приводит к образованию примерно 16 килограммов смеси различных газов.
Отработанные газы автомобилей с бензиновым двигателем более чем на 70% состоят из азота и на 13% из водяного пара и не являются опасными. Около 11% выхлопных газов приходятся на углекислый газ, который сам по себе тоже не является вредным для здоровья. Однако его постоянное накопление в атмосфере приводит к изменению ее состава, что, в свою очередь, вызывает долговременные климатические изменения. Оставшиеся 6% выхлопов как раз и содержат наиболее вредные соединения: окись углерода, окись азота и серы, углеводороды, альдегиды, сажу, а также свинец и различные его соединения.
Пересесть на велосипед и сократить количество выхлопов, конечно, смогут не все. Но радует владельцев двухколесного транспорта то, что любителей велосипедов становится больше. Совсем недавно ребята объединились.
«Среди нас не только школьники и студенты, но и взрослые уже люди. Сейчас на вечерние велопрогулки выезжают более двадцати человек. Находятся единомышленники в социальных сетях. Хотелось бы провести акцию в зимний выходной день. Чтобы человек, попробовав, понял: даже зимой это довольно комфортный вид транспорта. Примерно до -15оС перемещаться в прогулочном темпе достаточно легко», — говорит Артем.
Есть, безусловно, и минусы в передвижении на велосипеде. Например, в слякоть и дождь нужно будет иметь с собой запасной комплект одежды. Да и не многие водители относятся с пониманием, хотя, по словам Артема Сотникова, ездит он с соблюдением всех правил дорожного движения.
На вопрос, какой он, экологический транспорт будущего, наш герой ответил так: «Надеюсь, люди перейдут на солнечную энергию, и мы будем заряжать автомобили и ездить в свое удовольствие. Понимаю, произойдет подобное не так скоро, потому что развивается эта индустрия достаточно медленно. Но если в России все же появится такой автомобиль по приемлемой цене, пересяду с велосипеда на него. Однако лишь для путешествий на дальние расстояния, в городе я по-прежнему буду ездить на двухколесном транспорте».
Заправка от розетки
Экологический транспорт — уже реальность. Однако в России к июлю 2017 года насчитывалось всего 1100 зарегистрированных электромобилей. На Урале на учет поставили 41 электромобиль. Больше всего таких транспортных средств в Свердловской области, там их 21. В Тюменской — девять, в Челябинской — семь, в ХМАО — три, в Курганской области — два. А вот наши соседи, жители ЯНАО, пока не спешат обзаводиться электромобилями.
Останавливает россиян не только цена на данный транспорт, но и отсутствие сети заправок. Еще год назад на территории страны было всего 60 таких зарядных пунктов. В нынешнем году в УрФО появятся семь станций, две из них — в соседнем Сургуте. Сегодня первую в регионе электрическую зарядную станцию быстрого типа для электромобилей планируют открыть в рамках Первого технологического форума производителей оборудования в сфере энергетики. Она позволит зарядить транспорт на 100% за 30 минут. Вторая станция, с медленным типом зарядки, будет расположена в районе железнодорожного вокзала.
Власти Сургута считают, что установленными зарядками будут пользоваться владельцы не только электромашин, но и гироскутеров, электровелосипедов. Кроме того, на станциях будет заряжаться первый в городе тестовый электробус. Напомню, этой зимой в городе планируют запустить первый электротранспорт — электробус КАМАЗ-6282. Подготовка к опытной тестовой эксплуатации уже завершается. Электробус на полностью заряженных аккумуляторах сможет проехать до 100 км, а максимальная его скорость составит 65 км/ч. В автобусе будут пандус и места для проезда людей с ограниченными возможностями.
Сколько электромобилей в будущем появится в нашем округе, покажет только время. Но и те трое владельцев экологического транспорта нового поколения уже ездят на благо окружающей среды.