Беседа проходила в непринуждённой обстановке за чашкой чая. Под впечатлением от услышанного из уст приглашённых все невольно погрузились в эпоху 60-70-х годов прошлого столетия, когда молодёжь со всех концов нашей необъятной страны ехала покорять сибирские просторы.
Нефтеюганское авиапредприятие было организовано в 1965 году, одновременно со строительством города. В сентябре 1974-го командиром Нефтеюганской объединённой авиаэскадрильи назначили Каяшева Ивана Фёдоровича. В том же году сдано кирпичное здание аэропорта (старый аэропорт), сохранившееся и поныне.
1 апреля 1975 года авиаэскадрилья преобразована в Нефтеюганский объединённый авиаотряд. В том же году в НОАО прибыли более 30 молодых специалистов: техники, пилоты, диспетчеры службы движения – в основном выпускники Кременчугского лётного училища УССР, единственного в стране выпускавшего специалистов вертолётного дела.
Техники были выпускниками лётных училищ из разных уголков страны: Выборга, Троицка, других городов.
2 сентября 1983 года командиром НОАО назначен Корженевский Тадеуш Иосифович.
Коллектив был молодым и очень дружным. Авиаторов не пугали неустроенность, сибирские морозы и бураны, мошка и комары. Главное – вертолёты и бесконечное небо Сибири.
Вертолётная авиация города применялась в народном хозяйстве для перевозки пассажиров и грузов – и внутри вертолёта, и на внешней подвеске. В те далёкие годы часто можно было увидеть «вертушку» с прицепом: трубами, брёвнами или ещё каким-либо грузом для народного хозяйства, шумно взбивавшую воздух своими мощными лопастями. Завораживающее зрелище!
Максимальное количество бортов НОАО составляло 42 вертолёта. Летали на Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-8, чьим конструктором был Миль Михаил Леонтьевич (1909–1970 гг.).
Самые популярные – Ми-4 и Ми-8. Первый вмещал до 16 человек, второй – до 24-х.
По мнению Анатолия Моногарова, Ми-8 – вертолёт идеальной конструкции: вместительный, удобный и для пассажиров, и для пилотов.

В 1990-е начались заграничные экспедиции. В сезоне 1992-1993 гг. экипаж из трёх человек: командира воздушного судна Анатолия Петровича Моногарова, второго пилота Зиновия Ивановича Украинца и бортмеханика Константина Николаевича Демчика – принимал участие в антарктической экспедиции. Полёты по замене работников полярных станций и доставке грузов выполнялись с вертолётной площадки научно-экспедиционного судна «Академик Фёдоров», курсировавшего у берегов Антарктиды.
«Не передать словами восторг от пребывания на ледяной шапке Южного полюса Земли! Особое впечатление – от непуганых пингвинов», – поделился Анатолий Петрович.
В том же сезоне в НОАО появились четыре новых вертолёта – Ка-32 конструктора Камова Николая Ильича (1902–1973 гг.). Интересно, что и Миль, и Камов родились в Иркутске, жили недалеко друг от друга, учились в одной школе и создали параллельно существующие школы вертолётостроения.
По словам Моногарова, Ка-32 – безбашенный вертолёт для такого же безбашенного лётчика, каков он сам.
«Когда я сел за штурвал Ка-32, понял, что попал в свою стихию, – признался Анатолий Петрович. – Это мой любимый вертолёт! Летали на пределе человеческих и технических возможностей».
В 1996 году НОАО предоставил два вертолёта Ка-32 по частному контракту на Соломоновы Острова (Океания, южная часть Тихого океана). Шесть человек из отряда, работая в течение двух лет вахтовым методом, занимались вертолётными перевозками – транспортировкой на внешней подвеске ценных пород древесины из джунглей.

В 1999-м НОАО был включён в реестр ООН и стал считаться официальным поставщиком вертолётных услуг по всему миру. География работ – Абхазия, Бурунди, Республика Гаити, Западная Сахара, Демократическая Республика Конго, Ливан, Центральная Республика Эритрея, Эфиопия.

Пилотов не пугали тропические болезни, непереносимая жара, языковой барьер и другие неудобства. Их работа порой была связана с риском для жизни. Особенно это чувствовалось при тушении пожаров в Турции. Но нефтеюганцы профессионально выполняли свой долг.
По нормативам, если полётное время за год насчитывало более 250 часов (максимально – 800 часов), то год стажа считался за два, в таком случае через двенадцать с половиной лет лётчик мог уйти на пенсию.
Но только не Анатолий Моногаров! В 2012 году, официально являясь пенсионером, он работал по частному контракту в Афганистане, в Кандагаре. Безбашенному лётчику не сиделось дома. «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути» – это о нём.

Нефтеюганский объединённый авиаотряд сыграл огромную роль как в жизни города, так и в судьбе отдельных людей. Из авиаотряда вышли известные нефтеюганцы: Николай Ефимович Цыбулько, Александр Александрович Посохов и другие.
В начале 2000-х, когда решалась судьба нефтеюганского аэропорта, за НОАО бились несколько акционерных обществ. Закончилось всё покупкой предприятия авиакомпанией UTair, которая в настоящее время является преемницей нефтеюганского авиаотряда. Офис компании расположен в административном здании нового аэропорта.
На сегодняшний день в городе проживает около 50 бывших работников авиаотряда, ныне пенсионеров.
Среди них – командир эскадрильи В.П. Лопатин, командиры воздушного судна С.В. Косов, М.А. Карпчук, В.П. Васильев, А.В. Авдеев, В.В. Юдаев, Е.А. Овечкин, А.П. Моногаров, В.А. Редченко, бортмеханики-инструкторы В.А. Пянькин и В.М. Матвиец, бортмеханики Ми-8 Н.А. Зимин, В.Н. Бондарчук и А.М. Устинов.
Дорогие наши лётчики, покорители неба! Поздравляем вас со славным юбилеем! Желаем мирного и светлого неба. Огромная благодарность и признательность за ваш вклад в развитие нашего любимого города!
Людмила Пономарёва и члены ЛО «Озарение», по материалам Е.В. Сарбиной и на основе воспоминаний ветеранов НОАО