Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации первоклассников, так или иначе, уже идет.
Важным является то, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. Неблагоприятное протекание процесса адаптации в школе может происходить по разным причинам. Одни считают причиной жесткие образовательные стандарты. Другие — индивидуальные особенности ребенка, его подготовка, состояние здоровья, развитие. Но каковы бы ни были причины, осложняющие начало школьного обучения, для многих родителей актуальным остаются вопросы, как смягчить возможные стрессы школьного обучения, возникающие у первоклашек, и что сделать, чтобы у ребенка не пропало желание учиться.
По статистическим данным — более 90% первоклассников с удовольствием идут в школу и хотят учиться. Но всего спустя месяц таких детей остается 75%.
Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. И длится этот многоплановый процесс от двух до шести месяцев.
Составляющими данного периода являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.
Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность физиологической адаптации первоклассников.
Статистика свидетельствует: по некоторым исследованиям 60% детей к концу первой четверти худеют!
Первоклассники жалуются на головные боли, усталость.У многих отмечается снижение артериального давления (признак утомления), а у некоторых — значительное его повышение (признак переутомления). Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения. В случае эмоциональной усталости у ребенка может проявляться «детское» поведение: плач, капризы, желание телесных контактов.
Факт: показано, что хуже адаптируются к школе мальчики, нежели девочки. Утомляемость у мальчиков в 8-10 раз выражена больше, чем у девочек.
Социально-психологическая адаптация — это процесс вживания человека в определенный коллектив, включающий его в систему отношений, сложившихся в нем. Для ребенка важно, чтобы его приняли в новом коллективе — коллективе класса. У 14% детей наблюдаются нарушения форм социально-психологической адаптации, выражающейся в плохом усвоении учебной программы, поведенческих проблемах, трудностях в установлении контактов с учителями и сверстниками.
Факт: в начале общения в новом коллективе у некоторых детей могут начать проявляться несвойственные им черты характера: либо чрезмерная застенчивость, либо развязность. По мере установления и стабилизации отношений обнаруживаются подлинные индивидуальные особенности.
В период 6 -7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности, что негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.
Факт: уровень притязаний у мальчиков выше, они более автономны, и как бы запрограммированы не любить поощряемые взрослыми виды деятельности. Мальчики успешнее работают в одиночку, а девочки — в смешанной по полу группе.
Чтобы вовремя обнаружить трудности в адаптации ребенка, важно быть внимательнымк его состоянию и поведениюв первые месяцы учебы.
Нет поводов для беспокойства, если:
1. Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием.
2. Охотно рассказывает о своих успехах и неудачах.
3. Ребенок понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение.
4. Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
5. Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
6. У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
7. Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
8. На вопрос: «А может быть, лучше вернуться в детский сад?» он решительно отвечает: «Нет!»
К сожалению, число детей, с трудом привыкающих к школе, год от года не уменьшается. Об этом говорят учителя начальных классов и психологи. Это видно и по результатам диагностики, которую они проводят каждый год в конце октября или начале ноября.
В случаях выявления у первоклассника низкого уровня адаптации психологом оказывается консультативная помощь родителям в понимании причин и поиске таких приемов и способов воспитательной работы, которые помогли бы ребенку лучше приспособиться к школе, проводятся занятия и группы общения по адаптации к школе.
Один из самых объективных методов диагностики школьной адаптации – это наблюдение. В таком случае родителям полезно обратиться к учителю, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе.
Факт: в первом классе для ребенка учитель становится самой значимой фигурой. Его похвала или порицание часто более важны, чем оценка родителей.
Ребенок нуждается в особом внимании со стороны родителей, классного руководителя, школьного психолога, если длительно наблюдаются такие проявления как:
1. Трудности в обучении до стойкой неуспеваемости.
2. Нарушения в отношениях с одноклассниками, родителями, учителями.
3. Нежелание ходить в школу.
4. Соматические проявления: головная боль, нарушение сна, боли в животе, нарушение аппетита, подавленное настроение, повышенная утомляемость.
5. Эмоциональные нарушения.
6. Снижение общительности, эмоциональной устойчивости, самоконтроля, социальной смелости и повышенные показатели эмоциональной возбудимости, тревожности, недостатка внимания на уроке, неспособности к длительному сосредоточению, замыкание в себе.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что самые первые шаги ребенка в школе должны находиться под пристальным вниманием родителей, педагогов, специалистов, их поддержке.
А искренняя заинтересованность родителей в школьных делах и заботах ребенка, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям обязательно помогут первокласснику справиться с возникшими неудачами, адаптироваться к новой роли ученика, поверить в себя. И как показатель — ребенок нуждается в родительской любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Нафиса Мусеева, Оксана Леус,
специалисты отдела психолого – педагогической и социальной помощи МБУ «Центр молодежных инициатив».