А еще нужно посетить уроки коллег, дать подробный анализ каждого занятия, подготовиться к очередному совещанию, встретиться с родителями выпускников. Да мало ли дел у заместителя директора МБОУ «Лицей № 1»! И, конечно же, провести уроки химии, самые любимые у многих ее учеников.
Говорят, профессия учителя — это призвание. Лидия Павловна, чей стаж насчитывает 35 лет, в этом не сомневается. Еще с раннего детства мечтала она стать педагогом. «С ребятами из нашего двора мы часто играли в школу, и мне практически всегда доставалась роль учительницы. Помню, как «преподавала» разные предметы, проверяла тетради ребят, а оценки ставила самодельными красными чернилами из тертого стержня красного карандаша и воды», — вспоминает с улыбкой.
После окончания школы выбор девушки пал на химический факультет Ижевского государственного университета. В школе она училась одинаково хорошо по всем предметам. С удовольствием участвовала в олимпиадах не только по химии, но и по математике, физике и при желании поступила бы на любой факультет. Но, как и героиня фильма «Москва слезам не верит», юная Лидия верила, что «химия — это будущее человечества».
Получив специальность химика и учителя химии, выпускница вуза могла бы по примеру многих однокурсников отправиться в химическую лабораторию на завод, однако выбрала школу. И ни разу об этом не пожалела.
«Несмотря на шум и гвалт мне здесь всегда спокойно и органично. На другом месте представить себя не могу. И даже в каникулы скучаю по своим ученикам. Для меня школа — это жизнь, и работать в ней так же естественно, как дышать», — говорит Лидия Павловна.
И считает себя учителем, понимающим своих учеников.
Химия — наука сложная, недаром ее начинают изучать лишь с восьмого класса. «Согласитесь, — рассуждает педагог, — каждый из нас старается дать знания по своему предмету, немного забывая о том, что у ребят есть еще множество уроков, которые тоже нужно выучить. Поэтому важно, чтобы каждый учащийся освоил хотя бы минимум». А вот подготовка ребят, которым химия нужна для поступления в вуз, ведется уже по-другому. Ибо знания и успешно выдержанный экзамен дадут возможность выпускнику обрести в будущем любимую профессию.
Как это произошло со многими, кто учился у Лидии Григорьевой. Немало ее учеников стали выпускниками медицинских институтов и химических факультетов различных вузов. Например, Вячеслав Рахметов работает стоматологом в Нефтеюганске. А Наталья Евсеева окончила Екатеринбургский госуниверситет, приобретя специальность химика. Сейчас вернулась в родной город и работает в компании «Роснефть». Павел Поповецкий и Юрий Воротников — кандидаты химических наук, работают в Новосибирском государственном университете и всерьез занимаются наукой.
«Это такой бальзам на душу, — говорит учитель. — И истинная гордость, что благодаря знаниям ребята выбрали интересную профессию. Изречение: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться» — очень дорого мне. Понимаешь — жизнь прожита не зря».
К слову, средний балл на ЕГЭ у выпускников Лидии Павловны равен 90! В нынешнем году один из них набрал 95 баллов, а другой — 100. За десять лет работы в лицее педагог выпустила шесть стобалльников, а набравших свыше 90 баллов и не счесть!
А еще ее ученики — победители и призеры муниципального этапа конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке».
Как же удается учителю достигать таких высоких результатов? По словам Лидии Григорьевой, дело в команде педагогов, работающих в деятельностной технологии «Задачная форма организации учебного процесса». Благодаря последней лицей является в округе школой со стабильно высокими результатами государственной итоговой аттестации.
«В век компьютерных технологий изучение любого предмета, в том числе химии, стало несравнимо проще. Ведь помимо учебника есть масса видеоуроков по различным учебным темам, виртуальных лабораторий. Но я считаю, суть преподавания не в этом: ребята могут прочитать и выучить учебный материал и без нас, учителей. Задача же педагогов — сформировать внутренний стержень, нравственный ряд каждого ученика через свой предмет, который не позволит ему опаздывать на урок, прийти с невыполненным заданием, тем более нагрубить. У меня таких детей вообще нет. Может, мне повезло», — делится учитель.
По словам Лидии Павловны, во время урока наряду с освоением материала складывается нечто иное — когда дети понимают, что невыученный урок нарушит учебный процесс. Для самого себя это обернется непониманием следующего материала, а невразумительный ответ одноклассника приведет к потере драгоценных для усваивания новых знаний минут.
Педагогу очень важно выстроить на уроке понимание учащимися изученного материала, а это невозможно без взаимопонимания на основе уважения к каждому школьнику.
Любой урок заканчивается для ребят рефлексией собственной деятельности. Это вовсе не пересказ того, что делали на уроке. Ребенок говорит, что он не сумел сделать, и начинается обсуждение, на каком этапе он чего-то не услышал или не понял. Это возможность поработать над собой, потому и результаты учеников Лидии Павловны такие высокие.
«Убеждена: если между участниками образовательного процесса, которыми являются ученик и учитель, родитель и классный руководитель, выстроена взаимосвязь, результат будет непременно», — говорит Лидия Павловна. И ведь трудно не согласиться: когда в семье образование — главная ценность, учителю работать намного легче. А если для ученика ценностью является семья, то результаты не заставят себя долго ждать.
Очень важна вера педагога в своих учеников. «Никогда не забуду слова Даниса Мансурова, ныне студента Самарского медицинского университета. Вместе с Софьей Фоминой, сейчас студенткой Санкт-Петербургского горного университета, на региональном этапе олимпиады по химии они заняли третье и четвертое места. Ведущая радиопередачи спросила, как им удалось достичь таких высоких результатов, и Данис ответил: «Невозможно было не справиться с работой, потому что Лидия Павловна так безгранично верит в нас, что подвести ее невозможно, — рассказывает Лидия Григорьева. И добавляет: — А я и правда верю в них, как в собственных детей…»
Светлана Чтенцова.
Фото Михаила Перминова