Ранее Джейхун стал победителем школьного, муниципального и регионального туров. Его работа «Комплект приспособлений для консольного закрепления заготовок на токарном деревообрабатывающем станке» заслужила высокую оценку жюри. Не случайно именно Джейхуну среди немногих выпала честь представлять наш округ на всероссийском этапе. «Проект должен иметь в первую очередь практическую значимость», — говорит юноша.
Результатом их совместной с учителем работы стал комплект приспособлений, дающих возможность вытачивать на токарном деревообрабатывающем станке полые детали в форме ваз, шкатулок, тарелок. Оригинальность заключается в том, что данный комплект позволяет консольно закреплять заготовку на шпинделе токарного станка без использования шурупов.
«Новизна работы — в конструкции патрона, — поясняет Андрей Николаевич. — Прежде чем приступить к проекту, мы рассмотрели массу различных крепежных приспособлений и сначала остановились на цанговом патроне. Однако вариант, найденный в Интернете, содержал определенные недостатки, которые могли привести к порче изделия. Нам пришлось придумать свою конструкцию, позволяющую закреплять заготовку бережно, не оставляя на ней следов».
Патрон, по словам Джейхуна, состоит из основания и прижимной платы. Основание имеет вогнутую часть, а прижимная плата состоит из пластины и губок, сделанных из осины (она более вязкая, чем другие породы древесины). Благодаря этому деревянные губки после зажатия не оставляют следов на чистовой поверхности, можно переворачивать изделие с одной стороны на другую, при этом не нарушается центровка.
Люнет позволяет исключить вредоносное влияние центробежной силы, вследствие чего заготовка могла бы быть вырвана из крепежных приспособлений и, следовательно, разбиться.
Вот этот комплект приспособлений, а также напольная ваза, которую Джейхун выточил на токарном станке, и были продемонстрированы на олимпиаде в качестве домашнего задания.
«Еще до защиты творческого проекта к нам подошла представительница группы из другого города и была приятно удивлена тем, что нам удалось выточить вазу такого большого диаметра. Посетовала, что при попытке учеников из ее школы выполнить подобную работу изделие разбилось на части», — рассказывает учитель технологии.
Многие наставники участников олимпиады интересовались у членов нашей группы, какой клей те применяли в работе. Было оценено, что ваза выполнена в технике сегментного точения и в заготовке можно использовать отходы производства. По словам Джейхуна, сложнее всего оказалось защитить творческий проект, ведь выступление всегда очень волнует. Тем более что в заключительном этапе участвовали более 200 человек со всей страны, в том числе 27 девятиклассников.
Олимпиада состояла из трех этапов. В первом нужно было продемонстрировать теоретические знания по технологии, которые объединяют также знания по физике, географии, биологии, химии, математике. «С нынешнего года произошли изменения в тестировании: если раньше давались варианты ответов и требовалось выбрать верный, то теперь были вопросы открытого типа», — рассказывает Джейхун.
Наряду с вопросами появилось творческое задание. По словесному описанию необходимо было начертить чертеж, оформить его в соответствии со стандартами (с рамкой, основной надписью, указанием размеров), выбрать правильную последовательность технологических операций, инструменты и материал для изготовления детали.
На втором этапе участники олимпиады изготовляли изделие по чертежу. Конкурсантам предоставлялся выбор: работа с древесиной или с металлом. В обоих случаях можно было применять ручную или механическую обработку. Джейхун, например, еще с пятого класса занимается ручной обработкой металла. В течение многих лет он совершенствовал свои навыки и на заключительном этапе работал в этом же направлении. Вместе с тем юноша умеет обрабатывать и древесину, а представленная им на олимпиаде работа — прекрасное тому доказательство.
С нынешнего года введены новые направления в практической работе: 3D-моделирование заданного изделия и потом его распечатка на 3D-принтере. В этом задании участвовали всего три человека.
Еще одно задание — собрать робота и запрограммировать его для выполнения нужной задачи. На данном этапе выступил лишь один участник.
«От современных технологий мы стараемся не отставать. В школе есть станок с числовым программным управлением, на котором можно создать и 3D-модель, и управляющую программу, заложив в нее все параметры и режимы резания: скорость, глубину, диаметр фрезы, обрабатывающей данную заготовку. Потом все это преобразуется в определенный программный код, и станок автоматически выполняет задание.
Проблема многих участников заключалась в том, что в работе каждого 3D-принтера и станка есть свои нюансы. Ребята не знали всех тонкостей и потому теряли баллы. Хотя, безусловно, это очень перспективное направление, и в дальнейшем над ним предстоит работать», — говорит преподаватель технологии.
«Участие во всероссийской олимпиаде запомнится надолго, — признается Джейхун. — Особенно ее торжественное открытие, где мы произнесли клятву, что будем честно и добросовестно выполнять все поставленные задачи. И соревноваться с такими сильными участниками было сложно, но очень интересно».
До призового места Джейхуну не хватило всего лишь полутора баллов. Но и диплом участника получить почетно. «Я приобрел опыт и получил старт для дальнейшего развития», — говорит юноша.
Джейхун — уже третий ученик Андрея Колентеева, который участвует в заключительном туре всероссийской олимпиады (двое становились призерами). Для Андрея Николаевича это прекрасная возможность ознакомиться с новыми технологиями, взять на вооружение самое лучшее и передовое. На месте педагог не стоит — постоянно совершенствуется. Так, в 2013-2014 учебном году стал победителем конкурса на призы главы города, тогда же выиграл муниципальный этап конкурса «Учитель года», а на региональном — вошел в семерку лучших.
«Когда ты на пике новых технологий, ты должен постоянно искать что-то новое, — рассуждает педагог. — Например, поступил к нам в школу новый станок, и для того чтобы его запустить, устранили изъян, освоили все этапы работы. Сейчас с помощью этого станка планируем сделать резной узор на вазе».
Андрей Николаевич считает, что на качестве подготовки к олимпиаде сказывается отсутствие в школах дисциплины «Черчение», тогда как в каждом задании требуется прочитать чертеж. Эти пробелы в знаниях своего воспитанника и старается заполнить педагог. Если ранее в тестировании Джейхун набирал 14 баллов из 35, то на заключительном этапе уже 23.
Выступлением своего ученика Андрей Колонтеев вполне доволен. «Джейхун — целеустремленный и трудолюбивый. Это у них, по всей видимости, семейное. Сейчас и его брат-шестиклассник тоже увлечен технологией. У Джейхуна уже нет этого предмета, но он занимается во внеурочное время, используя инновационное оборудование, программы для компьютерного черчения и 3D-моделирования. В недалеком будущем он собирается поступать в Московский авиационный институт, и все эти компетентности ему пригодятся», — говорит педагог. В ближайшей же перспективе — поступление в Югорский физико-математический лицей (в рейтинге по отбору Джейхун 36-й из 60 человек).
«Работа в мастерской помогает мне набраться опыта для воплощения более сложных проектов. А еще большую радость я испытываю, когда в результате многочасового труда рождается чаша или ваза», — делится юноша. Нравится ему и техническое направление, мечтает изготавливать автомобили-реплики. Сейчас трудится над копией гоночного автомобиля из пластика.
Самая заветная мечта Джейхуна Гидаева — стать авиаконструктором и создать новый военный самолет. Нам же остается пожелать юноше удачи, а его учителю — не менее талантливых учеников.