Нефтеюганские студенты, обучающиеся в других городах России, поделились, с какими сложностями им пришлось столкнуться во время дистанционного обучения. А еще рассказали, как пройдет летняя сессия в текущем году и какой формат учебы им нравится больше.
Андрей Пянькин (Санкт-Петербург, СПбГУАП, специальность — «Юриспруденция», направление — «Уголовное право», II курс):
— В конце марта наш университет, как и другие российские вузы, перешел на дистанционное обучение. Лично я тогда не знал, чего вообще ожидать от нового формата учебы. Было непонятно, как будут проходить лекции и семинары, а также проверка заданий.
В плане получения и выполнения домашних работ проблем нет, а вот с занятиями не все гладко. До сих пор не все преподаватели проводят лекции он-лайн, не говоря уже о семинарах. Живого общения с педагогами очень не хватает. Учебный процесс занимает теперь большую часть дня: кроме выполнения объемных письменных заданий, нам чаще всего приходится самим разбирать темы. Отсюда, наверное, вытекает большой плюс моей специальности — находить и изучать информацию самостоятельно.
Несмотря на все это учиться в такой форме мне нравится. Я живу в большом городе, и много времени уходило на то, чтобы добраться до места учебы, а благодаря дистанционному обучению у меня освободилось время для тех занятий, до которых раньше не доходили руки.
Екатерина Евтушок (Москва, РГУП, юридический факультет, I курс):
— Нашему университету потребовалась неделя, чтобы настроить и подготовить все платформы для дистанционного обучения, поэтому учиться на дому мы начали с 23 марта.
Изначально от нас требовалось выполнять письменные задания, которые староста собирал и отправлял преподавателям. На выполнение давались определенные сроки — три дня после семинарского занятия. С середины апреля формат изменился — теперь у нас проводятся онлайн-семинары. Если студента не было на онлайн-занятии, с него требуется письменная работа по теме.
Из явных преимуществ такой учебы — возможность не тратить время на дорогу до универа и заниматься между парами своими делами. Благодаря разнице часовых поясов (+2 часа), мне, в отличие от моих московских одногруппников, не нужно рано вставать, чтобы успеть на занятия, я могу выспаться. Учебная нагрузка, конечно, увеличилась, появились сложности с планированием времени, организацией учебы и самодисциплиной.
О формате сессии нам еще не сообщили. Вероятно, это будет дистанционная сдача письменных работ через специальную вузовскую платформу. Туда будут добавлять тесты, творческие задания по некоторым дисциплинам, зачетные работы. Нас предупредили, что во избежание списывания на экзамене задания будут усложнены.
Онлайн-формат образования имеет свои плюсы и уже стал привычным, но мне, пожалуй, ближе традиционная форма. Обучение в университете — это постоянное общение, что для меня очень важно. Кроме того, очная учеба дисциплинирует. У меня всегда был четкий план на день, с помощью которого я контролировала свое время, а сейчас с этим есть трудности.
Данис Мансуров (Самара, СамГМУ, лечебный факультет, III курс):
— На карантин нас отправили 16 марта, а дистанционно обучаться мы начали примерно через неделю. Процесс обучения изменился не сильно. Так же выполняем тесты (только сейчас они автоматические), задания, контрольные. Обучение через Skype или Zoom у нас не распространено. Все письменные работы сканируем или фотографируем и отправляем в специальную систему от университета, там же получаем ответ от преподавателя.
Учеба в этой системе дает возможность просыпаться в любое время и выполнять задания когда и где удобно студенту — это, пожалуй, единственное преимущество дистанционки. Самый же большой минус такого формата — отсутствие живого общения с преподавателями, потому что именно они помогали разобраться в новом материале и закрепить его. К тому же времени на учебу теперь требуется больше: если раньше можно было обойтись обычным ответом преподавателю, то теперь приходится писать конспект, чтобы получить оценку.
Дистанционное обучение повлекло еще одну проблему — отсутствие дисциплины и сбитый режим. Раньше я успевал все: сходить на пары, прийти домой, выучить тему на следующий день, заняться своими личными делами. Сейчас же из-за иллюзии, что у меня есть много времени, заставить себя учить материал стало сложнее.
На данный момент о сдаче экзаменов и прохождении практики известно мало, кроме того, что теоретические предметы будем сдавать дистанционно в июне, а клинические — очно в августе. В универе толком не знают, что делать в сложившейся ситуации. Для медицинского вуза это катастрофа и максимально не подходящий формат обучения, ведь большинство дисциплин связаны с работой с пациентами.
Илина Бикмурзина (Москва, НИУ ВШЭ, «Реклама и связи с общественностью», II курс):
— Мы учимся в дистанционном формате уже примерно два месяца. Все семинары и лекции проходят по расписанию на платформах Zoom и Webinar, единственное отличие — мы не находимся в одном помещении.
Для меня это недостаток такого формата обучения: очень не хватает одногруппников и атмосферы университета. Дома бывает непросто настроиться на рабочий лад: рядом семья, что порой отвлекает. Кроме того, количество домашних заданий увеличилось, и времени на учебу сейчас нужно выделять намного больше. Но, безусловно, во всем нужно искать плюсы. Теперь я не трачу час на дорогу до университета, а многие мои знакомые вообще просыпаются за десять минут до пары.
Что касается сессии, устные экзамены пройдут в формате zoom-конференции с включенными микрофонами и камерами. На письменных экзаменах нам выдадут задания, которые нужно будет выполнить. Вообще, сессия в моем университете организована очень современно и удобно: оценки по каждому предмету складываются из оценки за экзамен и накопленных за семестр баллов. Если ты старался в течение семестра, участвовал в семинарах и успешно выступал с проектами, то даже неудовлетворительная оценка за экзамен не испортит итоговую.
Я безумно скучаю по своему университету, друзьям, столовой и самому вкусному кофе из любимого учебного корпуса. Я всеми руками за офлайн-обучение, ведь так учиться гораздо проще. В аудитории преподаватель создает рабочую обстановку, использует невербальную коммуникацию (говорит с определенной интонацией и мимикой, жестикулирует), которая способствует учебному процессу.
Виктор Долгополов (Санкт-Петербург, СПГУ, нефтегазовый факультет, специальность — «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти», II курс):
— Дистанционная система образования у нас с середины марта. Это далеко не свойственно нашему университету, потому что все экзамены в Горном сдаются в тестовой форме. Теперь экзамены, зачеты и защита курсовых будут проходить в онлайн-формате по билетам. Это и является главной проблемой для меня, так как по каждому из восьми предметов огромное количество вопросов для самоподготовки.
Очное обучение в университете мне нравится больше, чем дистанционное дома. Несомненно, у меня освободилось большое количество времени для личных дел, чтения книг, хобби и просмотра фильмов, но домашней работы от университета стало много. Онлайн-лекции почти по всем предметам у нас не проводятся, и разбирать трудный материал приходится самим.
P.S. Онлайн-система диктует свои правила, имея как положительные, так и отрицательные стороны. Самое главное — в нынешних условиях ребята столкнулись с необходимостью научиться самодисциплине и планированию времени. Эти навыки — одни из ключевых в достижении успеха. Студенты должны уметь организовывать работу и извлекать максимум пользы и знаний даже на дистанционном обучении. Ведь кто знает, как изменится образование в будущем? Возможно, новый формат станет неотъемлемой частью учебного процесса в каждом университете.