А появилась такая мечта благодаря ее первой учительнице — Альбине Геннадьевне. «Помню, мы, 25 ребятишек, горланя бегаем по классу, и вдруг появляется она — юная, худенькая, невысокого роста. Очень тихо и приветливо заговаривает с нами, и все, даже бузотёры, вмиг успокаиваются, усаживаются за парты и внимательно слушают. Мне казалось это каким-то волшебством и так хотелось быть похожей на мою учительницу. Так же интересно рассказывать истории, проводить игры, водить детей в походы», — рассказывает Валентина Николаевна.
Чтобы осуществить свою мечту, юная Валентина после восьмого класса поступила в Самарское педагогическое училище. По распределению она, учитель начальных классов, должна была отправиться в дальнюю деревню, бездорожьем отрезанную от всего района. Ну и как тут не расплакаться, ведь даже родных не навестить! Всей семьей утешали ее, приехавшую в родную деревню Новые Сосны пожаловаться. К счастью, в гости заглянула педагог из родной школы. «Устраивайся к нам учителем русского языка и литературы», — предложила она Валентине.
Так, неожиданно, Валентина Николаевна стала преподавателем среднего звена. Первое время вела уроки у четвертых, пятых и седьмых классов. Училась новым предметам, как говорится, не отрываясь от производства. Очень помогли коллеги. Единственное, что ее поначалу волновало, — будут ли односельчане относиться к ней как к учителю. Все-таки выросла на их глазах. Но все с первых дней обращались к ней уважительно — по имени и отчеству, а порой просто — Николаевна. Получилось ей завоевать авторитет и у детей, и у взрослых. На своих учеников времени не жалела: после уроков и в выходные отправлялась с ними в походы, каталась на лыжах, участвовала в соревнованиях.
В 1989 году Валентина Николаевна по семейным обстоятельствам переехала в Нефтеюганск, где устроилась в СОШ № 7. «Здесь я закалилась как учитель-предметник, — делится Валентина Батаева. — На моем профессиональном пути встретились такие замечательные педагоги, как Галина Алексеевна Смирнова, Флюра Михайловна Распопова, Валентина Тимофеевна Шабунина, Наталья Петровна Отмахова. Я перенимала у них опыт, а они с готовностью помогали мне. Благодарна я за наставничество и Надежде Александровне Емельяновой». Упрочить знания помогло также обучение на филологическом факультете Волгоградского пединститута. 20 лет проработала Валентина Николаевна в седьмой школе, а в 2009 году перешла в третью.
Общий стаж педагога насчитывает уже 36 лет. В 2019-м Валентина Батаева за многолетний и добросовестный труд была удостоена звания «Почетный работник воспитания и образования».
И это не случайно: многие ее ученики сдают единый государственный экзамен более чем на 90 баллов. «Всегда радуюсь, что ребята поступают в вузы на бюджет. Значит, смогут осуществить свою мечту и будут работать по избранной профессии», — говорит педагог. Но болеет душой и за каждого троечника, и благодаря ее стараниям даже самый слабый ученик преодолевает минимальный порог ЕГЭ.
Учимся друг у друга
«Обучение — процесс обоюдный. Я учу их и многому учусь у них», — отмечает Валентина Николаевна. По ее словам, современные дети свободны в высказывании своих мыслей, чувств. Не боятся писать в сочинениях то, о чем думают. Они раскрепощенные, без комплексов, не зажатые в определенные рамки. И это, на взгляд педагога, совсем не плохо. Смелости у них можно поучиться и взрослому. При этом они, особенно старшеклассники, вслушиваются в слово учителя. С ними педагогу особенно интересно заниматься. «Через литературу я пытаюсь донести до них главное: можно совершать ошибки, но нужно их исправлять. И при этом оставаться человеком и любить жизнь во всех проявлениях», — говорит она.
Проходят девятиклассники «Бедную Лизу». «У нас сейчас каждая девушка — вот такая Лиза», — произносит кто-то из юношей. «Они любят проводить параллели с современной жизнью. Соглашаюсь, что есть и такие девушки, но главное — чтобы они самую сложную ситуацию решали не как героиня романа», — рассказывает Валентина Батаева.
Она и литературу любит за то, что благодаря этому предмету можно открыть душу ребенка и побудить его к чувствам и размышлению. К сожалению, не любят современные дети читать. Эта «беда» начинается еще в среднем звене, а в старших классах ребята предпочитают прочтение произведений в сокращенном варианте (исключение те, кому предмет необходим для сдачи экзамена). И классическая литература воспринимается очень сложно. А еще нарушены межпредметные связи. Например, на уроках литературы произведения XIX века даются в десятом классе, а на истории этот период проходят только в одиннадцатом. Не зная исторических событий, трудно понять и эпоху, которая отражена в литературных произведениях.
Да и как провести вдумчивый анализ романа «Что делать?», если на него по школьной программе отводится всего один час?
Многим ученикам нравится зарубежная литература, например произведение Кафки «Превращение». Но удивительны высказывания старшеклассников. Некоторые из них не испытывают сочувствия к главному герою, превратившемуся в насекомое. Считают: если человек не нужен обществу и своим родным, то и жить ему незачем. Не является средством прибыли, следовательно бесполезен. Вот такой прагматизм.
Куда больше симпатий вызывает у ребят образ Сонечки Мармеладовой из «Преступления и наказания». Ну, если не симпатии, то уж ни в коем случае не осуждения. Для них она даже не жертва, а человек, взявший на себя ответственность за судьбу родственников. «Или вот еще: когда шесть лет назад я показывала ребятам фильм «А зори здесь тихие…» плакали все девчонки, да и у мальчишек глаза были на мокром месте. Сейчас — нет. Не откликается в душе. Моя задача и состоит в том, чтобы достучаться до их сердец», — подчеркивает учитель.
Беседуя с Валентиной Николаевной, спросила, кто ее любимый литературный герой. Оказалось, тургеневский Базаров. «Так он же нигилист, отрицающий всё и вся», — удивилась я. «Зато расчищает площадку для будущего. И тоже имеет право на существование», — ответила педагог.
А я подумала, что, наверное, с такой позицией гораздо легче принимать молодое поколение. Ведь где-то в душе большинство из них — юные Базаровы, кому этот мир кажется несовершенным и которые непременно хотят преобразовать его. И замечательно, что учитель способен так чутко прислушиваться к их мнению, озадачивать, ненавязчиво знакомить с другой точкой зрения, позволять спорить. Ведь истина, как говорится, рождается именно в споре.
«В чем для Вас счастье?» — спросила я Валентину Николаевну. «В моей работе и общении с детьми, — с улыбкой сказала она. — Особенно с моими семиклассниками, у которых я классный руководитель. Одинаково люблю и отличников, и двоечников. Главное — чтобы человек вырос хороший. Они это чувствуют. Достаточно посмотреть в их глаза».