У заслуженного педагога накопилось немало достижений. Ее ученики — призеры и победители регионального и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников, городской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее», Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ, Кирилло-Мефодиевских чтений. А за последние два года три ее ученика набрали более чем по
90 баллов по результатам ЕГЭ.
Педагог активно вовлекает ребят и в школьную деятельность. Для старших классов проводит дебаты на темы «Нефтеюганск — территория успеха», «Российское образование — механизм развития современного общества», «Влияние западной культуры на современную молодежь». А для 5-8-х классов — метапредметное погружение «Я — предприниматель».
Некоторые ее выпускники, вдохновившись примером своего учителя, поступили в вуз на преподавателя истории и обществознания. О том, как ей удается быть для ребят авторитетом и не терять интерес к профессии, Марина Галиевна рассказала нашей редакции.
— Почему Вы решили стать учителем истории и обществознания?
— В школьные годы мне легко давались гуманитарные науки. А особую любовь к истории и обществознанию привил мне наш учитель Александр Никитич. Именно он стал для меня примером для подражания и образцом идеального преподавателя. На его уроках было так интересно, что они пролетали незаметно. Я уже в школьные годы практиковала преподавание, участвуя в Днях самоуправления.
— Если не преподавание, то что?
— Сейчас я не вижу себя никем, кроме учителя. В юности были мысли поступить в юридический. Но эта профессия была бы для меня скучной: работе с документами я предпочитаю общение с детьми.
— Почему необходимо знать историю?
— У Ломоносова есть известное высказывание: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Я постоянно напоминаю о нем ребятам. Чтобы не допустить ошибок, надо опираться на опыт прошлых лет. Для этого и нужна история. Считаю, необходимо быть в курсе не только исторических, но и современных событий. Я, если пропускаю выпуск новостей, теряюсь в пространстве и времени и не понимаю, что происходит.
— Какими качествами должен обладать учитель?
— Он должен любить и уважать детей. Ну и, конечно, отлично знать свой предмет, уметь заинтересовать им ребят.
— А как Вам удается заинтересовать своих учеников?
— Считаю, в первую очередь учитель сам должен гореть своим предметом, постоянно собирать дополнительную информацию, помимо школьной программы. Также использую разнообразные методы проведения уроков, например дебаты, коммуникативные бои, дискуссии. Дети не просто слушают материал — активно включаются в работу.
— У Вас довольно богатый педагогический стаж. Ученики 20 лет назад и нынешние отличаются?
— Мы, учителя, и сами не стоим на месте, меняемся вместе с нашими учениками. Конечно, ребята лучше нас разбираются в современных технологиях. Я, например, часто обращаюсь к ученикам за помощью в таких вопросах. А они чувствуют себя значимыми, помогая мне. Стоит отметить и то, что сейчас дети стали свободнее в высказываниях, они активно отстаивают свою позицию.
— Какие плюсы и минусы у Вашей профессии?
— Из-за постоянной подготовки к урокам часто не хватает времени на семью. Хотя цифровые технологии помогают готовиться к следующим занятиям в школе — теперь дома остается больше свободного времени на общение с близкими.
Загруженность — единственный минус, который я могу назвать. В остальном мне профессия нравится. Общаясь с молодыми людьми, я сама чувствую себя с ними на одной волне. Постоянно в тонусе и на позитиве. Это и есть главные плюсы.
— Что бы Вы посоветовали будущим педагогам?
— Изучить те самые плюсы и минусы. Адекватно оценить свои силы. Уметь работать в команде. Ну и помнить о том, что преподавателям необходимо постоянно учиться.