Но оказалось, что 50-летних юбиляров, родившихся именно здесь, не так уж много. Тем не менее очень хочется увидеть Нефтеюганск того времени глазами тех, кто рос и развивался вместе с городом.
Итак, знакомьтесь: Марина Гребнева. В нынешнем году она, как и город, отметит круглую дату. Знакомство с Нефтеюганском у нее состоялось лишь на 10-й год их общего рождения. А до того времени Марина жила в поселке Октябрьском Ханты-Мансийского района, в чудном таежном краю, в окружении кедрового леса. Даже в наши дни в это уединенное место из поселка Приобье можно добраться только на лодке или катере.
Нетрудно догадаться, какое впечатление произвел на 10-летнюю девочку строящийся Нефтеюганск. Рядом с 8 микрорайоном, где семье Марины дали квартиру, вовсю велось строительство 8А мкр.: гудели экскаваторы, грузовики подвозили стройматериалы, подъемный кран без устали поднимал плиты — и как грибы после дождя росли дома.
Правда, ходить на стройку детям запрещали, но находилась масса более интересных занятий, например купание на озерах на территории нынешних 12 и 14 микрорайонов.
Жили весело и дружно. Детские площадки сооружали родители: всем домом устанавливали качели, турники, а зимой дружно заливали каток.
Самые же яркие впечатления произвела на Марину шестая школа, куда девочка отправилась учиться. После поселковой «деревяшки» трех¬этажное здание казалось огромным. А какие замечательные были педагоги! В том числе строгая и справедливая Тамара Григорьевна Волжанина, учитель математики и классный руководитель.
Но самым харизматичным (правда, слова такого тогда и не знали) был, пожалуй, директор школы Борис Алексеевич Букалов. Уроки он мог проводить и в своем кабинете, и на улице, и в школьном музее. А мог вообще все 45 минут проговорить с ребятами на интересующие их темы, зато потом давал задание выучить урок самостоятельно и спрашивал сполна. Его уроки истории на тему Великой Отечественной войны были пропущены через призму его собственных воспоминаний о том страшном времени, потому запомнились ученикам на всю жизнь.
«Мы очень уважали учителей. Они относились к нам строго. Двоечников и хулиганов «прорабатывали» на школьных собраниях и пионерских сборах. А у мальчишек были белоснежные туалеты: наказанием для курильщиков, которых «застукали» там за этим занятием учителя, являлась побелка потолка и стен», — рассказывает Марина Валерьевна.
К слову, каждый взрослый был для ребят авторитетом. Не случайно любой посторонний, застав ребенка за каким-то неблаговидным поступком, пресекал его действия, да еще и родителям мог о нем сообщить, приведя их чадо с «места преступления».
Собственно, безобразничать времени не оставалось. Мудрые педагоги знали, чем занять ребят в свободное время. Помимо пионерских сборов, комсомольских собраний, посещений массы бесплатных кружков, было еще много того, что формировало и воспитывало ребят. Например, старшеклассники города участвовали в закладке сквера Победы — укладывали дерн и сажали деревья.
С интересом рассматриваю фотографии тех лет. На этой, например, девятиклассники готовятся выступать на ежегодном смотре строя и песни. «Все школы города в течение нескольких месяцев готовились к этому событию: шили форму, пилотки, оттачивали строевой шаг. Так хотелось, чтобы наша песня звучала лучше, чем у других отрядов!» — делится воспоминаниями Марина Гребнева.
А вот на этой фотографии — поездка класса на буровую: профориентация в советское время была поставлена на широкую ногу. Возможно, именно тогда у Марининого одноклассника Олега Меньших и зародился интерес к нефтяной промышленности. Окончив Тюменский индустриальный институт и вернувшись в Нефтеюганск, он работал на руководящих постах в ОАО «Юганскнефтегаз», позднее — в ОАО «Газпром нефть», АНК «Башнефть», ООО «РН-Ванкорнефть».
Летом тоже было чем заняться: в младшем возрасте — поездки в пионерские лагеря (часто отдыхали в Краснодарском крае), а подростками ребята вместе со школьными педагогами отправлялись на юг в лагеря труда и отдыха. Как правило, в садах собирали фрукты и ягоды. Выполнил норму — можешь отдыхать, две — к зарплате получишь и премию. Хватало времени и на отдых. Домой приезжали не только с трудовым рублем, но и с подарками для родных. А еще разрешалось брать с собой фрукты.
«О той поре вспоминаю с теплым чувством, как о самой защищенной и счастливой. Мы даже не представляли, что через какое-то незначительное время в нашей жизни все изменится», — рассуждает моя героиня.
По окончании школы Марина поступила в Омский строительный техникум. Отучившись, вернулась в любимый Нефтеюганск. Первым местом работы стал трест «Нефтеюганскжилстрой», а потом, в годы перестройки, начались реорганизации, сокращения. Трудилась товароведом, машинисткой в машинном бюро, младшим воспитателем в детском саду «Родничок», инспектором в отделе выплат частной страховой компании «Плато»… Через четыре года фирму ликвидировали, и Марина осталась без работы.
В 1997-м в службе занятости населения встретила Нину Петровну Федорову, которая предложила работу в городском краеведческом музее (ныне Музей реки Обь историко-художественного музейного комплекса). «Так я и нашла самую любимую работу. Очень понравился дружный коллектив, ставший моей второй семьей. Недавно увидела слоган в соцрекламе: «Музей в твоем сердце? Твое сердце в музее?» — и поняла, что для меня эта фраза — утверждение с большим восклицательным знаком. Собственно, как для многих моих коллег, служащих музейному делу в течение многих лет», — говорит Марина Валерьевна.
И в этом большая заслуга бывшего директора учреждения Ольги Алексеевны Григорьевой. Она смогла разглядеть, на каком месте каждый сотрудник может трудиться с большей отдачей. Марину Гребневу на первых порах поставили музейным смотрителем, позднее доверили ей оформление выставок и проведение экскурсий. «Хотя получалось неплохо, понимаю, что публичная деятельность не для меня. Перед каждой экскурсией и сегодня волнуюсь как школьница», — признается Гребнева.
Сейчас Марина Валерьевна — научный сотрудник, занимается учетно-хранительской деятельностью. У сектора учета, который она возглавляет, немало задач: первичная регистрация предмета, подготовка и оформление учетных документов для определения его в разряд музейного экспоната. Работа с документами — дело непростое: составление актов приема на временное, постоянное и ответственное хранение; составление учетной, хронологической и инвентарной картотеки; внесение записей в книги поступлений и в инвентарные книги. А еще существует множество текущих документов, с чьей помощью можно отследить движение экспонатов на выставки и контролировать их возврат в постоянное место хранения.
Наряду с бумажной есть и работа со сдатчиком (дарителем). Необходимо провести исследовательскую работу: узнать легенду предмета, составить биографическую справку о сдатчике и т.д. Поступил музейный предмет в фонды — ему нужно присвоить учетный номер на основании специальных документов, регламентирующих музейную работу.
И конечно, важно подобрать ключик к дарителям, которые не всегда спешат расстаться с дорогими сердцу предметами. Например, Тамара Васильевна Салманова не сразу решилась подарить музею что-либо из личных вещей своего знаменитого мужа. Однако после разговора с Мариной Валерьевной передала в дар и его бюст, и записную книжку, шахматы и другие памятные вещи. Поняла, что это важные предметы, которые помогут раскрыть историческую значимость уникального человека, сыгравшего огромную роль в освоении Западно-Сибирского края.
Не менее важно сохранить каждый экспонат, что тоже входит в обязанности Марины Гребневой. Чтобы разбираться во всех тонкостях музейного дела, в 2002 году в Уральском госуниверситете она получила специальность историка-архивиста, а еще постоянно повышает квалификацию на курсах и семинарах.
Вот такая интересная судьба. Не каждому удается в жизни найти любимое дело — ей удалось. И хотя она не участвовала подобно нашим уважаемым старожилам в строительстве этого города, зато является хранительницей его истории.
«Бывает, задумаемся с мужем, куда отправиться жить, когда станем пенсионерами. И тут же отметаем эти мысли, ведь здесь наша родина. Это не просто город, где я живу. Здесь я выросла, здесь мои друзья, коллеги, дети, любимая работа…» — размышляет Марина Гребнева. Можно в отпуск съездить на Черное море или, как мечтает моя героиня, на озеро Байкал. Но милее сердцу Юганка. Потому и остается Марина Валерьевна верной своему городу, с которым ей предстоит отметить еще немало общих дат…