В Нефтеюганске он построил два храма науки — тринадцатую и четырнадцатую школы. Во взрослую жизнь под его чутким руководством ушло несколько поколений нефтеюганцев. Зная каждого ребенка, Николай Иванович мог найти нужные слова и вовремя протянуть руку помощи, и ребята в стенах школы всегда чувствовали себя как дома.
В 2005 году жизнь Николая Симонова трагически оборвалась, но память о нем живет по сей день. Его имя десять лет назад было присвоено историко-краеведческому музею СОШ № 14.
В рамках реализации гранта «Я поведу тебя в музей» мы с вами побывали в самых разных школьных музеях нашего города. Одни посвящены военным временам, другие — комсомольской организации, третьи — истории нашей необъятной страны. Тот, что предстал перед нами сегодня, хранит в себе другую ценность — историческую летопись школы.
Музей в СОШ № 14 был создан в 2004 году. Состоит он более чем из 250 экспонатов, повествующих о школьных традициях, лучших учениках образовательного учреждения и педагогах, о дружбе с городскими организациями и многом другом. В следующем году школа отпразднует свое 25-летие. Каждый год в стенах образовательного учреждения — маленькая жизнь, завеса которой приоткрывается еще по дороге к музею.
Первого сентября школа в торжественном убранстве встречает своих подопечных после летних каникул. Под гимн школы — к слову, он написан учителями музыки и литературы Натальей Кондрат и Татьяной Харитоновой — торжественно поднимается школьный флаг. По традиции все ученики и учителя загадывают желание: чтобы предстоящий учебный год был удачным и счастливым. А 14 лучших учеников задувают свечи на праздничном торте.
Первоклассников в этот день ждет особый сюрприз. Вместе с символическим ключом знаний, именно им в 1997 году была открыта
14-я школа, первоклассники получают и азбуку. Она не простая, а настоящее рукотворное чудо. Все страницы — от рисунков до каждой буковки в стихотворениях — вышиты крестиком. Причем с изнанки страницы выглядят так же аккуратно, как и с лицевой стороны.
Автором этой ювелирной работы является клуб «Рукодельница». Два года девочки дружно работали под руководством учителя технологии Надежды Батраевой. Много пришлось потрудиться: найти схемы букв, выбрать стихи, подобрать 246 цветов нитей и вышить книгу из 35 страниц.
В 2009 году выпускница СОШ № 14 Виктория Яворская представила проект клуба «Рукодельница» «Азбука» на Всероссийской олимпиаде школьников по технологии в Москве. Виктория стала победителем городской, окружной и всероссийской олимпиад школьников по технологии. Своим трудом она заслужила гранты мэра города, губернатора округа, президента России и золотую медаль выпускника школы. Сейчас портрет выпускницы украшает стенд «Ими гордится школа». Азбука же как главная книга первоклассников учит их буквам и провожает в увлекательный мир чтения.
Стоит отметить, что рукотворные произведения своих учеников школа безмерно ценит. Одну из стен учреждения украшает герб 14-й школы, разработанный Альбертом Ахтямовым, окончившим школу в 2015 году. Памятный уголок занимает и большой шахматный столик. Он, как и каждая деревянная фигурка, стоящая на нем, сделан детскими руками уже много лет назад под руководством учителя технологии Игоря Левченко.
«Наша школа — школа традиций. Многие из них были заложены в 1997 году и существуют до сих пор. Одна из них — день рождения школы. Учреждение было открыто первого сентября, так что в этот день у нас двойной праздник. Здесь на стенде представлены фотографии с первого дня рождения. Можно увидеть, как здание выглядело в 1997 году, как наши первые ученики высаживали деревья на территории», — показывает Ольга Донская, заместитель директора СОШ № 14 по учебно-воспитательной работе.
С первых дней своего основания школа живет по своим 14 заповедям, составленным детьми, педагогами и родителями. Литературная обработка принадлежит учителю литературы Татьяне Харитоновой.
14 заповедей 14-й школы актуальны и сегодня, каждый ученик старается следовать этим правилам.
«Мы — школа, которая вместе с аттестатом о среднем образовании выдает свидетельство о профессии», — отметила Ольга Демьяновна. Речь идет о том, что ребята, не покидая школьных стен, могут попробовать себя в разных специальностях — от рабочих до учителя.
День дублера «Проба профессии Учитель» — одна из традиций СОШ № 14. Весь день школой управляют учащиеся старших классов. Дети превращаются в строгих педагогов и проводят уроки, а учителя с последней парты следят за проведением урока и дают методическую оценку учителю-дублеру. Результат таких профессиональных проб — возвращение выпускников школы уже в качестве педагогов.
Так, в 2020 году Айтувлу Джабаева, выпускница 2015 года, окончив Сурутский государственный педагогический университет, вернулась работать в 14-ю школу учителем иностранного языка. В 2021 году она стала победителем городского конкурса «Учитель года» в номинации «Педагогический дебют».
14-я школа знаменита большими спортивно-туристическими играми на местности «Листопад», «Буран», которые проходят ежегодно в сентябре и апреле. Организаторами игры являются учащиеся 10-11-х классов. Они разрабатывают стратегию игры, выбирают командующего, делят школу на армии «красных» и «синих», готовят задания для «разведчиков», организуют работу контрольных пунктов, где каждый класс отрабатывает практические навыки: как собрать палатку, развести костер, оказать первую медицинскую помощь, собрать рюкзак, составить шифровку-радиограмму, как правильно вести себя в экстремальной ситуации.
Любыми талантами учащихся здесь гордятся и поощряют их. Ежегодно проходит отчетный гала-концерт «Школьная звезда», на котором ребята представляют уникальные творческие номера и где можно увидеть все разнообразие культур. Дети читают стихи, поют песни на своих родных языках, исполняют национальные танцы.
«Сегодня у нас в школе обучаются 930 ребят 29 национальностей. Мы никого не разделяем, по национальному признаку, нам не интересен цвет кожи и разрез глаз. Оцениваем по делам и поступкам, и национальность у всех нас одна — «Ученик 14-й школы», — подчеркнула Ольга Донская.
Самые активные выпускники 9-х и 11-х классов награждаются премией «Последний звонок». Лауреаты определяются в 14 номинациях, среди которых как серьезные: «Лучший ученик», «Герой спорта», «Лучший по профессии», «Неповторимый талант», — так и шуточные: «Милый хулиган», «Гулена», «Душа коллектива». Главный приз — авторская статуэтка «Серебряная подкова с золотым колокольчиком». Звон колокольчика сопровождает ребят после окончания школы и оберегает от ошибок на долгом жизненном пути. Традиционно подкова с колокольчиком изготавливается на уроках технологии учащимися 10 класса под руководством учителя технологии Сергея Пантелеева.
Еще одна традиция, которой гордится коллектив, — дружба с городским хором «Ветеран». Теплые встречи в день Сталинградской битвы и в праздник пожилого человека стали добрым обычаем. Ребята стараются помогать бабушкам. Например, недавно обучали их работе с компьютером.
К слову, в школьном музее есть место и истории военных лет. Особую ценность представляет горсть земли с Сапун-горы, бой при которой стал ключевым при освобождении Севастополя от фашистской оккупации. Также для школьников регулярно проводится экскурсия «Лишь одной дышал бы я Победою», посвященная тем страшным годам. Разработана она руководителем школьного музея Еленой Лапановой. Сейчас в музее хранятся самые важные экспонаты: старые фотографии, комсомольские билеты и галстуки, барабаны, изделия, выполненные руками детей и педагогов.
Закончить рассказ хотелось бы строчками из гимна 14-й школы:
Пусть живет 14-й храм науки,
В нем царит уют и доброта.
Мы пожмем друг другу руки,
Чтобы так осталось навсегда.