«Достойно завершить год нам удалось за счет грамотного планирования и слаженной работы всех подразделений предприятия, — отметил Марат Латыпов, заместитель начальника управления технологий и инжиниринга бурения ООО «РН-Юганскнефтегаз». — Мы разработали и реализовали мероприятия, направленные на улучшение показателей в бурении. Среди них — внедрение новых технологий, опытно-промышленные испытания новых дизайнов долот, строительство наклонно направленных скважин с каротажем в процессе бурения и многое другое. В совокупности это дает отличный результат. Работа в данном направлении продолжается и в текущем году».
Перспективная технология
Испытания технологии каротажа в процессе бурения наклонно направленных скважин показали, что указанный способ существенно экономит время и средства на строительство добывающих объектов.
«РН-Юганскнефтегаз» первым из дочерних обществ «Роснефти» стал проводить каротаж в процессе бурения наклонно направленных скважин. Ранее данный метод применялся только в отношении горизонтальных скважин.
«Это один из ключевых процессов, сопровождающих бурение. Он позволяет точно оценить параметры пласта, его геофизические данные, рассчитать запасы залежей, а самое главное — экономит время нефтяников на исследование скважин, — рассказал Александр Беспалов, начальник сектора наклонно направленного бурения и долотного сопровождения ООО «РН-Юганскнефтегаз». — Традиционно каротаж проводится после бурения, однако сейчас мы делаем его раньше. В итоге цикл строительства наклонно направленной скважины сокращается на 1,5-3 суток».
Перспективную технологию в «РН-Юганскнефтегазе» начали испытывать в 2016 году на горизонтальных скважинах. После того как опытно-промышленные работы были успешно завершены, предприятие с 2018 года стало тиражировать этот метод исследования скважин.
«Сейчас на месторождениях ООО «РН-Юганскнефтегаз» работают около 15 партий по наклонно направленному бурению, которые могут выполнять весь комплекс исследований в процессе бурения наклонно направленных скважин», — пояснил Марат Латыпов.
Сила нового долота
Породоразрущающий инструмент при бурении скважины имеет такое же значение, как мотор для автомобиля. Он должен быть мощным, надежным и в совершенстве подходить под параметры и конструкцию отдельно взятой скважины.
В «РН-Юганскнефтегазе» тщательно изучают мировой рынок в поиске лучших долот для применения на
месторождениях предприятия.
«Основной показатель эффективности этого инструмента — механическая скорость проходки. При грамотном подборе оборудования она увеличивается», — говорит Эдуард Пашков, главный специалист сектора наклонно направленного бурения и долотного сопровождения ООО «РН-Юганскнефтегаз».
Сотрудники службы бурения подбирают такие типы и дизайны долот, которые позволяют бурить скважину в запланированном режиме.
«Предложения наших подрядчиков проходят все стадии ОПИ, — отметил Эдуард Витальевич. — Уже есть результаты от применения усовершенствованных долот. Например, на наклонно направленных и горизонтальных скважинах скорость проходки выросла на 10-15%. Значительные улучшения мы получили при бурении секции под хвостовик, где увеличение скорости составило 30-35%. Достигнутые высокие механические скорости мы планируем зафиксировать и в дальнейшем держать их на уровне».
В настоящее время, по словам специалиста, проводятся опытно-промышленные испытания долота с модернизированными резцами — скрайбами. От традиционных прямых резцов их отличает конусообразная форма. Подобный дизайн вкупе с увеличением скорости проходки позволит улучшить управляемость породоразрушающего инструмента и снизить возникающие в процессе бурения вибрации.
Буровой прогресс
В 2021 году перед буровой службой предприятия поставлена задача построить скважину под проведение 25-стадийного ГРП. В результате пробурена самая длинная в «РН-Юганскнефтегазе» горизонтальная скважина — более 5 км.
На скважине столь большой протяженности указанное оборудование применяется впервые в России. На данный момент идет апробация 25-стадийного ГРП на предприятии.
«Сложность этой задачи заключалась в том, что применяемая на предприятии компоновка заканчивания скважин не подходила под проведение большого количества, свыше 15, стадий ГРП. Для этой цели необходимо усовершенствованное оборудование, а именно равнопроходной хвостовик. Он не имеет сужения в отличие от традиционных хвостовиков и позволяет провести большое количество стадий ГРП», — пояснил Олег Орлов, начальник сектора заканчивания скважин ООО «РН-Юганскнефтегаз».
В планах у специалистов службы бурения — наращивать технологический потенциал и удерживать передовые позиции в бурении.
«Мы всегда проводим анализ новых технологий. Уверен, потенциал к улучшению производственного процесса есть. Достигнутые сегодня результаты в бурении — не предел», — подчеркнул Марат Васильевич.