В числе тех, кто заинтересован в развитии родного предприятия, Олег Орлов, главный специалист сектора заканчивания скважин отдела инжиниринга бурения скважин. Руководство поддержало его рационализаторское предложение, заключающееся в использовании пакер-пробки при установке цементных мостов на скважинах ООО «РН-Юганскнефтегаз».
«С Олегом Юрьевичем мы работаем более трех лет, — рассказывает Максим Пикуленко, начальник отдела инжиниринга бурения скважин. — В прошлом году он получил задание решить проблему по некачественной установке цементных мостов при бурении скважин. Благодаря его инициативности в течение года был разработан проект, а мы с коллегами просчитали риски реализации альтернативных технологий и пришли к однозначному выводу, что именно эта идея должна «выйти в свет».
Одной из самых эффективных технологий, позволяющих увеличить добычу нефти на старых месторождениях и коэффициент извлечения нефти из пластов, а также вернуть в эксплуатацию нефтяные скважины, является зарезка боковых стволов. В работу вовлекаются ранее не задействованные участки пласта, а также трудноизвлекаемые запасы нефти, добыча которых прежде не представлялась возможной.
Цементный мост служит своего рода перемычкой внутри скважины, не пропускающей газ, нефть и воду. Для создания такого барьера используют цементную смесь. Высота моста может достигать нескольких сотен метров. Основные его задачи — разобщение верхнего и нижнего объемов полости скважины для выполнения различных технологических задач, таких как ликвидация пилотного ствола скважины. Кроме того, мост является эффективным методом борьбы с газонефтеводопроявлениями.
Случается, цементный мост начинает проседать. Олег Орлов провел анализ за девять месяцев 2017 года и выяснил, что работы по повторной установке цементных мостов иногда достигают 10% общего числа операций. В связи с этим потребовалось разработать способ, который помог бы уменьшить или вовсе исключить отрицательные показатели.
Первой мыслью сотрудника было использовать достаточно дорогостоящую зарубежную технологию, но она не оправдала себя с экономической и технологической точек зрения. Тогда Олег Юрьевич предложил применить пакер-пробку под цементным мостом в скважине. Связавшись с производителями оборудования, специалист предложил разработать для компании такую модель, при которой будет реализована механическая опора от проседания цементного моста и не возникнет необходимости в проведении дополнительных работ за счет гидравлического разъединения спускаемого оборудования от бурильного инструмента.
«Пакер-пробка — достаточно распространенное среди различных российских компаний оборудование. Однако чаще всего его применяют в модификации с механическим отворотом и проведением дополнительного СПО (спускоподъемной операции), что для ООО «РН-Юганскнефтегаз» неприемлимо ввиду нацеленности предприятия на сокращение затрат и сроков строительства скважин», — поясняет Олег Орлов.
Специалист провел расчеты технологического и экономического эффекта. На переустановку опорного цементного моста требуется порядка 43 часов, а на установку и активацию пакера — всего 33 минуты. Из расчета за вышеуказанный период 2017 года сокращение общего непроизводительного времени, затраченного на переустановку, составляет 32,25 суток. Это ведет к уменьшению финансовых затрат.
В конце прошлого года на двух скважинах провели опытно- промышленные испытания, после чего технологию использования пакер-пробки признали эффективной.
Рационализаторский проект Олега Орлова признан успешным. В текущем году компания планирует провести закупку обновленной пакер-пробки и внедрить это оборудование в работу ООО «РН-Юганскнефтегаз» на постоянной основе.