Для Нефтеюганска открытие кафедры ЮГУ в 2016 году стало знаковым событием. В процессе реформирования системы высшего профессио-нального образования в городе ликвидировали все филиалы вузов, и жители вынуждены были учиться далеко за пределами Югры, а это более тысячи человек в год. Только в существовавшем ранее филиале Тюменского государственного нефтегазового университета заочно обучались около девятисот студентов.
С другой стороны, занятость населения в городе сосредоточена вокруг градообразующего предприятия, ООО «РН-Юганскнефтегаз», и его сервисных организаций. Наличие высшего профессионального образования для специалистов топливно-энергетического комплекса — обязательное условие, а круглосуточный процесс добычи черного золота, постоянное обновление технологий и оборудования требуют оперативного освоения персоналом новых компетенций без отрыва от основного производства. Такое производство должно быть в полной мере обеспечено высококвалифицированными кадрами, способными решать самые сложные инженерные задачи.
К созданию кафедры были привлечены крупнейшие в регионе ресурсы. Ресурс производственный — ООО «РН-Юганскнефтегаз», ресурс образовательный — Югорский государственный университет и центр профессиональных квалификаций НК «Роснефть» «Нефтеюганский корпоративный институт», имеющий 20-летний опыт в профессиональной подготовке и повышении квалификации работников нефтяного профиля.
14 февраля, в рамках рабочего визита в Нефтеюганск, организацию образовательного процесса на кафедре проинспектировала глава региона. В экскурсии по учебной и тренинговой базе ЦПК «НК «Роснефть» НКИ приняли участие генеральный директор ООО «РН-Юганскнефтегаз» Хасан Татриев, его заместители Любовь Лушникова и Александр Посохов, ректоры ЮГУ и НКИ Татьяна Карминская и Максим Лопатин.
«НКИ является учебной площадкой, оснащенной современными уникальными программно-аппаратными тренажерными комплексами. Данные комплексы позволяют полностью погрузить обучающегося в реальный производственный процесс, отработать практические действия по ведению технологического режима при штатных и нештатных ситуациях, смоделировать различные аварии и осложнения, — рассказал Максим Владимирович. — Обучение с применением подобных технологий имеет практико-ориентированный и адресный характер, студенты быстрее усваивают материал и получают необходимые профессиональные навыки. Занятия проводят эксперты с производственным опытом. В учебные планы базовой кафедры включены лабораторные и практические занятия на тренажерах, что позволяет значительно повысить качество обучения».
На это Наталья Комарова заметила, что в учебные программы необходимо активно внедрять лин-технологии, то есть методики бережливого производства (повышение качества работы за счет сокращения потерь). «Если в образовательном процессе не будет заложено решение данной задачи, добиться этого на производстве окажется очень сложно», — подчеркнула губернатор, которую тут же заверили, что волноваться не стоит: в стенах вуза студенты получают все установки, необходимые для эффективной деятельности на производстве.
Примечательно, что новые знания приобретают не только студенты кафедры, но и их наставники. Преподаватели ежегодно проходят стажировки на объектах ООО «РН-Юганскнефтегаз», знакомятся с применяемыми в Обществе технологиями и оборудованием.
Так, преподаватель кафедры ИТНК Игорь Кизьяков, нефтяник с 12-летним стажем, девять из которых проработал в цехе поддержания плас-тового давления, в настоящее время изучает особенности процесса транспортировки попутного нефтяного газа на одном из объектов Фаинского месторождения предприятия.
«Это очень здорово — приехать на объект, переодеться в спецовку и погрузиться в процесс обучения непосредственно на производстве, чтобы потом поделиться свежими знаниями и опытом со студентами», — рассказал педагог губернатору.
На кафедре ЮГУ он преподает дисциплины «Безопасность технологических процессов», «Обустройство месторождений нефти и газа», «Обслуживание и ремонт нефтепромыслового оборудования». Опытный преподаватель продемонстрировал гостям работу тренажера — имитатора блочной кус-товой насосной станции, у которого есть реальный прототип — БКНС №4 Приразломного месторождения.
«Данный имитатор позволяет производить операции по запуску, регулировке, остановке оборудования. Он с абсолютной достоверностью передает реальную картину, что мы имеем на предприятии, вплоть до звука, — рассказал преподаватель. — Разработчики сымитировали все до малейших нюансов (включая шум и вибрацию), специально для того чтобы во время обучения на тренажере студенты имели возможность пол-ностью погружаться в атмосферу производственного процесса».
«И чтобы не думали, что будут трудиться в тишине?» — шутливо спросила Наталья Комарова.
Кроме программно-аппаратного тренажера БКНС, на кафедре имеются и другие, в том числе тренажер установки предварительного сброса воды (УПСВ), тренажеры — имитаторы бурения (АМТ-231) и текущего капитального ремонта скважин (АМТ-411), тренажеры по выводу на режим скважин, оборудованных УЭЦН. Конечно, это далеко не все техническое богатство учебного заведения, позволяющее приобретать уникальные практические навыки.
По сути, с приходом в НКИ базовой кафедры ЮГУ в Нефтеюганске появилась единственная в регионе учебная площадка для работающего населения, где есть возможность пройти непрерывную подготовку от получения первой рабочей специальности до полноценного высшего профессионального образования. Сам Центр профквалификаций обучает свыше 30 тысяч слушателей в год. Ежегодно реализуется более 250 учебных программ различных направлений, а под востребованные на производстве «горячие» вакансии для желающих обучиться создаются льготные условия и гибкая система скидок. Тесно взаимодействуя с производственными и кадровыми подразделениями ключевых предприятий «Роснефти», НКИ является кузницей и основным поставщиком кандидатов на трудоустройство, так как в квалификационные комиссии в обязательном порядке включаются представители работодателей. Самые успешные слушатели трудоустраиваются сразу по итогам собеседований на экзаменах.
После экскурсии по помещениям НКИ делегация проследовала непосредственно на территорию базовой кафедры, чьи учебные и вспомогательные площади занимают весь второй этаж здания корпоративного института. Площади позволяют организовать образовательный процесс для 900 студентов. Несмотря на то что торжественное открытие кафедры состоялось в ноябре 2016-го, работа по организации ее деятельности готовилась более года. По итогам приемной кампании первыми студентами-заочниками кафедры ИТНК стали 385 человек по профильным востребованным направлениям региона — «Нефтегазовое дело» и «Электроэнергетика и электротехника». Также в течение всего года открыт прием для желающих получить дополнительное образование на базе высшего и среднего. Так, были сформированы две группы по программе переподготовки «Безопасность жизнедеятельности». Следующая приемная кампания стартует в августе 2017 года, однако работа по предварительной записи и приему документов от абитуриентов уже ведется в Нефтеюганске — ежедневно, в рабочие часы.
Приятным завершением визита губернатора в НКИ стала встреча в большой лекционной аудитории со студентами IV курса группы «Нефтегазовое дело». Представляя их Наталье Комаровой, Татьяна Карминская подчеркнула, что все они очень хорошие, мотивированные и все являются работниками производства.
Студент Григорий Викторов поделился с губернатором выводом, к которому пришел вместе с одногруппниками: самый лучший преподаватель — это человек, знакомый с современным производственным процессом не понаслышке. «Мы хотим, чтобы нас учили именно люди, постоянно вращающиеся в производственной сфере», — высказал коллективное мнение молодой человек.
«Согласна, это важно. Однако преподаватель еще и должен уметь учить, ведь человек может быть докой на производстве, но при этом не обладать талантом педагога. И тогда, даже имея колоссальные практические знания, он не сможет научить студентов тому, что знает сам», — сказала Комарова.
Наталью Владимировну заинтересовало, могут ли преподаватели и студенты базовой кафедры проходить стажировку одновременно. Ее уверили, что такая форма взаимного обогащения существует. Тогда губернатор задала каверзный вопрос: «А если студент окажется талантливее педагога?»
В ответ Татьяна Карминская заметила, что иногда это даже хорошо, потому что является отличным стимулом для развития преподавателя. «Приходя в вуз с практики, наши студенты начинают использовать в общении с педагогами производственные термины, — рассказала ректор ЮГУ. — И тогда, чтобы не отстать от собственных учеников, педагоги сами просятся на стажировку. Им и предлагать не надо!»
Одним словом, процесс интеграции производства с высшим профессиональным образованием в Нефтеюганске стартовал успешно.
Подытожив визит в НКИ, Наталья Комарова отметила, что правительство Югры готово помогать в развитии профобразования. По ее словам, к первому июня в регионе должна быть разработана концепция профессиональной подготовки.