«Нефтегазовое производство является энергоемким, — рассказывает начальник отдела по повышению энергоэффективности и энергосбережению Александр Кондрахин, — поэтому решение вопросов по энергоэффективности очень актуальны для предприятия. С 2015 года в Обществе задачи повышения энергоэффективности решаются комплексно».
Инструментом была выбрана система энергетического менеджмента на основе международного стандарта ISO 50001, которая определяет требования для установки, внедрения, сопровождения и улучшения системы энергоменеджмента компании. Данная модель управления снабжает любую организацию, независимо от ее размера и географического положения, полноценной стратегией действий в менеджерской и в технических областях.
В тот же год ООО «РН-Юганскнефтегаз» впервые прошло сертификацию соответствия и подтвердило, что система энергосбережения соответствует требованиям стандартов. В июне 2016-го состоялся первый надзорный аудит, где были получены сертификаты соответствия системы энергетического менеджмента Общества требованиям международного стандарта ISO 50001:2011, а также соответствия условиям российского стандарта — ГОСТ Р ИСО 50001-2012 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению».
В апреле текущего года прошел второй надзорный аудит, в ходе которого подтверждено действие выданных ранее сертификатов и отмечено улучшение системы энергетического менеджмента ООО «РН-Юганскнефтегаз». В первую очередь, это перевыполнение плана по экономии энергоресурсов на 2017 год — 110% (сэкономлено 214 784 т у. т., что на 18 637 т у. т. больше запланированного). Также аудиторы указали на успешную реализацию программы Общества «Система контроля энергоэффективности» и 32 проведенных технических энергоаудита объектов УППН, УППД, УСИНГ, УЭЭ, УТЭ, ГУДНГ и УЭТ.
«Несмотря на то что сертификация добровольная, для НК «Роснефть» это принципиально важный момент. Соответствие системы энергетического менеджмента Общества требованиям международного и российского стандартов повышает статус предприятия. Это позволяет расширять горизонты для сотрудничества с мировыми лидерами топливно-энергетического комплекса», — отмечает Александр Владимирович.
Положительный отклик у аудиторов вызвал конкурс на присвоение звания «Лучшее энергоэффективное структурное подразделение» и номинации «Самый инициативный работник по энергоэффективности и энергосбережению» в рамках рейтинга цехов. Победителем в последней является Альберт Мулюков. Он разработал методику, которая в автоматическом режиме позволяет комплексно оценивать параметры работы насосно-компрессорного оборудования для повышения энергоэффективности объектов поддержания пластового давления.
На сегодняшний день проект уже работает на объектах «РН-Юганскнефтегаза» и совершенствуется в процессе эксплуатации. «Это программное обеспечение дорабатывается специалистами и планируется к внедрению в производство других дочерних обществ компании «Роснефть». Отрадно, что именно наш специалист создал такую энергоэффективную платформу», — подмечает начальник отдела.
По словам руководителя, энергоэффективность и энергосбережение сегодня входят в пять стратегических направлений приоритетного технологического развития России.
«РН-Юганскнефтегаз» — крупнейшее дочернее общество компании с мировым именем, которое потребляет огромное количество энергии. Поэтому специалисты реализуют мероприятия по компенсации реактивной мощности, расширяют зоны применения установок блоков статических конденсаторов, внедряют приборы технического учета тепловой и электрической энергии. В данный момент формируется программа энергосбережения на ближайшие пять лет. В 2018 году запланирована экономия в количестве 580 млн. КВт, за первый квартал сэкономлено 158 млн. КВт», — подытожил начальник отдела по повышению энергоэффективности и энергосбережению Александр Кондрахин.
Сертификация в соответствии со стандартом ISO 50001 предполагает:
— прозрачность и объективность оценки эффективности энергопотребления
— сокращение расходов
— возможность участия в тендерах. Наличие обязательного на многих международных рынках сертификата
— укрепление имиджа и репутации организации
— повышение конкурентоспособности организации. Приобретение маркетингового инструмента для привлечения большего числа потребителей и партнеров
— снижение загрязнения окружающей среды и сохранение природных ресурсов.