Строительство скважины всегда происходит в несколько этапов. На одном из них, после спуска и цементирования эксплуатационной колонны, наступает период ожидания затвердевания цемента (ОЗЦ). Он занимает от 12 до 24 часов. В это время производственный процесс на буровой останавливается. Рабочая площадка буровой установки находится под нагрузкой 60-90 тонн — удерживает вес колонны обсадных труб на допускной трубе.
Чтобы продолжить работу по строительству скважины, специалисты Общества нашли выход: разработали рационализаторское предложение, предполагающее использование двутавра. Это специальные металлические балки, которые при помощи хомута удерживают обсадную колонну скважины.
«С целью освободить лебедку мы придумали исключить удержание на весу обсадной колонны во время ОЗЦ за счет разгрузки ее на дополнительный пьедестал. Для этого используется хомут», — пояснил Владимир Волторнист, заместитель начальника управления технологий и инжиниринга бурения ООО «РН-Юганскнефтегаз».
Таким образом, использование двутавра дает нефтяникам возможность не тратить время на ОЗЦ и параллельно осуществлять другие виды работ. В итоге сроки строительства скважины существенно снижаются.
«По окончании цементирования кондуктора или любой другой обсадной колонны необходимо выждать время. В среднем это занимает 12-16 часов, — говорит Роман Пономаренко, начальник отдела организации разработки проектной документации и согласования проектов с горным надзором. — Благодаря использованию двутавра мы можем не ждать это время, а сразу приступить к монтажу противовыбросового оборудования, которое нужно для надежной герметизации устья скважины. Так мы сокращаем срок строительства скважины».
По данной технологии на объектах ООО «РН-Юганскнефтегаз» построено уже более 40 скважин. Первые опытно-промышленные испытания проходили в 2018 году на Омбинском месторождении и показали хороший результат. Сейчас рацпредложение применяется на Приобском, Среднеугутском и Петелинском месторождениях предприятия. Планируется тиражирование технологии на все объекты Общества.
«В настоящее время проводится порядка пяти опытно-промышленных испытаний по сокращению сроков строительства скважин, — говорит Владимир Волторнист. — Мы не останавливаемся на достигнутом, идем вперед. Думаю, есть еще возможность сократить эти сроки на большее количество времени».
Нафиса Шакирова.
Фото Ольги Малолетневой