Как рассказал Владимир Андреев, начальник сектора наклонно направленного бурения и долотного сопровождения УТиИБ ООО «РН-Юганскнефтегаз», в ноябре текущего года специалисты управления провели работы на двух горизонтальных скважинах — трехколонной и двухколонной конструкции.
«При бурении первой скважины мы опробовали модернизированное долото диаметром 155,6 мм, — говорит Владимир Вадимович. — Испытание показало рекордную для «РН-Юганскнефтегаза» скорость — 83,7 метра в час для горизонтальной части ствола. При этом средняя механическая скорость проходки с применением стандартных долот составляет на предприятии 20-30 м/ч. То есть опытно-промышленные работы показали увеличение механической скорости проходки почти в три раза. Общая проходка на долото за рейс составила 600 метров».
Породоразрушающий инструмент спроектирован компанией-подрядчиком совместно с главным специалистом сектора наклонно направленного бурения и долотного сопровождения Эдуардом Пашковым.
Второе опытно-промышленное испытание проведено на скважине двухколонной конструкции. Юганские нефтяники — лидеры в нефтяной компании «Роснефть» по бурению и применению новых технологий при строительстве скважин комбинированной конструкции. В породоразрушающий инструмент были внесены конструктивные изменения, применены более совершенные резцы. Благодаря этому была повышена агрессивность долота, резцы могли максимально глубоко врезаться в твердую горную породу.
«В результате интервал комбинированной эксплуатационной колонны был пробурен с механической скоростью 94,8 метра в час. Цикл строительства горизонтальной двухколонной скважины составил 9,42 суток при плановых значениях 12,75 суток. То есть скважину мы построили на 76 часов быстрее. Долото без остановки пробурило 3072 метра горных пород», — подчеркнул Владимир Андреев.
На основании полученного опыта с применением усовершенствованного оборудования в декабре 2019-го нефтяникам удалось побить свой предыдущий рекорд. Во время проведения опытно-промышленных работ при строительстве горизонтальной скважины двухколонной конструкции механическая скорость проходки составила 101 метр в час.
Показатели скорости проходки нефтяники получают по итогам обработки данных сервисом по геолого-техническому исследованию. Буровая установка оборудована различными датчиками, которые ежесуточно передают информацию о процессе строительства скважины. Специалисты проводят анализ времени, потраченного на бурение. В результате получают данные о механической скорости проходки.
Для бурения горизонтальных двухколонных скважин на месторождениях ООО «РН-Юганскнефтегаз» используются самые тяжелые буровые станки российского производства — установки для глубокого бурения «Уралмаш-5000».
Применение на производстве инновационных технологий и научных разработок дает хороший экономический эффект, позволяет нефтяникам досрочно выполнить плановые производственные показатели. 24 декабря ООО «РН-Юганскнефтегаз» выполнило годовой план по добыче черного золота, и в этом есть немалая заслуга специалистов управления технологий и инжиниринга бурения. Руководство предприятия поддерживает и поощряет разработку рационализаторских предложений, многие технические решения уже активно применяются на производстве.
Так, предложенный специалистами проект модернизации породоразрушающего оборудования позволяет сократить срок строительства секции «кондуктор» в скважине за счет увеличения скорости бурения. Интервал секции «кондуктор» сложен неустойчивыми породами. В связи с этим в процессе бурения могут происходить следующие осложнения: сальникообразование, снижение механической скорости, потеря циркуляции бурового раствора. Возникает необходимость дополнительной проработки пробуренных интервалов, что приводит к увеличению времени строительства скважины.
Проанализировав причины отклонений в процессе бурения, специалис-ты предложили усовершенствовать породоразрушающий инструмент и провели опытно-промышленные испытания долота БИТ 295,3 ВТ 616. Особенностями усовершенствованного долота являются уменьшенный до
16 мм диаметр резцов и установка дополнительного промывочного отверстия к уже имеющимся с возможностью регулирования диаметра насадок.
Благодаря внесенным конструктивным изменениям, при разрушении породы в процессе бурения получается более мелкий шлам, вследствие чего эффективнее проходит процесс выноса выбуренной породы на поверхность буровым раствором. Рационализаторское предложение позволяет сократить сроки бурения скважин и увеличить механическую скорость проходки в секции «кондуктор».
Цикловая скорость строительства скважин увеличилась: на наклонно направленных — на 223 м/ст. в месяц, на горизонтальных — на 72 м/ст. в месяц. Кроме того, исключаются возможные осложнения, возникающие в интервалах высокопластичных глин, при прохождении которых имеются ограничения в режимах бурения.
За счет интенсификации процесса строительства скважин увеличивается эффективность деятельности предприятия, выполняются директивы нефтяной компании «Роснефть» по сокращению цикла бурения без снижения качества работ.
В настоящее время специалисты управления технологий и инжиниринга бурения продолжают работу в этом направлении. В частности, разрабатывается еще более усовершенствованная конструкция долота, на месторождениях предприятия тестируются породоразрущающие инструменты различных параметров и модификаций. Уже скоро «РН-Юганскнефтегаз» достигнет в бурении очередного рекорда.