В начале ноября в «РН-Юганскнефтегазе» состоялось награждение авторов эффективных рационализаторских предложений.
Среди награжденных — София Монастырная, главный специалист сектора мониторинга технологических режимов, с проектом «Автоматизация процесса работы с фондом ТРИЗ по новому алгоритму». Наград были удостоены также Виталий Иванцов, начальник отдела супервайзинга бурения скважин, и Максим Шарафутдинов, главный специалист сектора эксплуатационного бурения, за совместную работу «Применение долота БИТ с увеличенным количеством промывочных отверстий при строительстве секции кондуктора».
Рацпредложения уже прошли опытно-промышленные испытания, успешно применяются в ООО «РН-Юганскнефтегаз» и рекомендованы к тиражированию в других дочерних обществах нефтяной компании «Роснефть».
В числе таких проектов — «Строительство скважин без спуска секции «направление» диаметром 324 мм на месторождениях ООО «РН-Юганскнефтегаз», разработанный специалистами предприятия совместно с представителями ОАО «ТомскНИПИнефть».
По традиционной схеме нефтяные скважины строятся со спуском «направления». Это обсадная труба, предназначенная для закрепления приустьевой части скважин от размыва буровым раствором и обрушения, а также для обеспечения циркуляции жидкости. Глубина ее спуска составляет в среднем 30 метров, рассказывает начальник отдела организации разработки проектной документации и согласования проектов с горным надзором Роман Пономаренко.
«Идея рационализаторского предложения состоит в том, чтобы исключить спуск секции обсадной трубы «направление» в процессе бурения скважины, тем самым сократить цикл строительства нефтедобывающего объекта на двенадцать часов. Учитывая годовой объем бурения новых скважин в «РН-Юганскнефтегазе», мы существенно экономим трудовые и временные затраты, а также расходы на приобретение МТР, в частности трубы и цемента и т.д.», — говорит Роман Петрович.
«Часто бывает, что самые эффективные идеи лежат на поверхности. Мы смогли реализовать проект, обеспечив устойчивость стенок скважины, путем увеличения вязкости бурового раствора, благодаря чему не происходит поглощение жидкости близлежащими к стволу скважины горными породами. Это позволило облегчить конструкцию скважины, исключив спуск обсадной колонны — «направления», — пояснил Пономаренко.
Опытно-промышленные испытания в ООО «РН-Юганскнефтегаз» начали проводить в начале текущего года на 16-ти строящихся скважинах. Испытание прошло успешно, и уже с сентября технология применяется на всех месторождениях Об-щества. По предварительным расчетам, более 80% новых скважин в Обществе будут строиться без спуска секции «направление».
Применение данного рационализаторского предложения не влияет на технологический режим работы скважины, соответствует всем нормативам и правилам промышленной и экологической безопасности. За счет интенсификации процесса строительства скважин увеличивается эффективность деятельности предприятия, выполняются директивы нефтяной компании «Роснефть» по сокращению цикла бурения без снижения качества работ.