Зарезка боковых стволов — один из эффективных методов увеличения жизненного цикла нефтяной скважины. Он позволяет повысить нефтеотдачу из залежей с давней историей разработки, вовлечь в эксплуатацию незадействованные участки пласта, а также вышележащие горизонты.
В ООО «РН-Юганскнефтегаз» растут темпы зарезки боковых горизонтальных стволов скважин, их объем составляет около 70% всех ЗБС на предприятии. Более того, специалисты внедряют технологии, совершенствующие процесс реконструкции скважин данным методом. Перспективным в этом направлении является применение роторной управляемой системы (РУС) и проведение каротажа в процессе бурения.
«Для «РН-Юганскнефтегаза» применение роторной управляемой системы не ново, — говорит Марат Латыпов, и.о. начальника отдела технологий бурения скважин. — Этот метод активно применяется в эксплуатационном бурении при бурении горизонтальных скважин, в том числе двухколонной конструкции. Мы подумали и решили: почему бы данную технологию не применить и при реконструкции скважин методом ЗБС?»
По стандартной схеме зарезка боковых стволов производится с помощью винтовых забойных двигателей (ВЗД). Чтобы достичь геологической цели, в процессе бурения необходимо выстраивать траекторию ствола скважины с помощью отклонения долота в нужном направлении.
«При бурении с помощью ВЗД в процессе набора параметров кривизны вся колонна бурильных труб находится без вращения. В свою очередь, применение роторной управляемой системы позволяет иметь постоянное вращение, благодаря чему снижается риск потери подвижности буровой компоновки, улучшается качество очистки скважины от выбуренной породы, — объясняет Марат Васильевич. — Ствол скважины получается более плавным, отсутствуют микроизвилистость и микроинтенсивность, которые напрямую влияют на качество стенок и спуск хвостовика».
Экономический эффект получен также за счет исключения дополнительного рейса на проведение геофизических работ. Исследование проводилось в открытом стволе скважины — в процессе бурения.
«Следует отметить, что качество полученных данных гораздо точнее. Немаловажное преимущество — получение геофизических данных в реальном времени», — говорит Марат Латыпов.
При стандартном подходе на строительство бокового горизонтального ствола в «РН-Юганскнефтегазе» тратили в среднем 22-23 дня. С применением РУС нефтяникам удалось сократить срок реконструкции скважины методом ЗБС на 30% — до 15 суток.
Опытно-промышленное испытание новой технологии успешно прошло на Правдинском месторождении. На очереди — Салымское.
Фото пресс-службы ООО «РН-Юганскнефтегаз»
// Комментарий
Марат Латыпов, и.о. начальника отдела технологий бурения скважин:
— Применение роторной управляемой системы позволяет иметь постоянное вращение, благодаря чему снижается риск потери подвижности буровой компоновки, улучшается качество очистки скважины от выбуренной породы.