Прежде всего с тем, что это не простой монастырь. Это обитель преподобного Сергия, заступника и печальника земли Русской. В лавре до сих пор живут его ученики и последователи. Священники и монахи продолжают дело своего великого учителя — молятся и принимают приходящих людей, даря им свет Христовой любви.
Мне посчастливилось несколько раз побывать в этом чудном месте, и каждый раз это было событие значимое, ни с чем не сравнимое. Своими впечатлениями я и решила поделиться с читателями, тем более что 18 июля Русская православная церковь отметила обретение честных мощей преподобного Сергия Радонежского.
Сейчас, когда идет поиск пути будущего развития нашей страны, есть смысл пристальнее взглянуть на личность этого святого угодника и на время, в которое ему выпало жить.
1.
Преподобный Сергий, игумен Радонежский, жил в далеком XIV веке. То было трудное для страны время: огромная территория разделена на удельные княжества, родные братья — в кровавом соперничестве, а над всем этим — господство иноземцев, разоряющих страну, берущих с нее дань, препятствующих ее экономическому, культурному развитию. Под боком Европа, которая развивается, поднимается во весь рост, Русь же раздираема внутренними неурядицами и чужеземным порабощением.
В этих условиях святой пробуждает в сознании людей необходимость объединения вокруг Москвы. А когда настает время нанести сокрушительный удар по врагу, преподобный благословляет на подвиг князя Димитрия, названного впоследствии Донским. Битва на Куликовом поле перевернула историю нашей страны.
Преподобный Сергий был человеком удивительного сердца, души и великого мужества. Он никогда не считался со своими немощами, страхами, переживаниями. А на первое место всегда ставил Бога и ближних.
От самой юности возлюбив Христа всем сердцем, он решил посвятить свою жизнь Богу, ушел в Радонеж-ский лес. Бежал от мира, суеты. Но вначале исполнил сыновний долг — похоронил своих родителей. Будущий святой нашел себе место на горе Маковец, где поставил келью, а потом и храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Постепенно вокруг него собралась монашеская община.
Высокие человеческие качества Сергия Радонежского не раз подвергались испытаниям. И непременно он являл пример любви и смирения. Когда братия возмутилась тем, что преподобный основал монастырь на
месте, где не было воды, игумен не стал спорить, а своими руками носил воду для них. Когда братия возроптала и сказала, что слишком тяжел для них устав, преподобный опять-таки не стал спорить. Он все оставил и ушел на Киржач, где опять начал жить пустынно. И когда монахи поняли, чего лишились, они стали искать его и умолять вернуться.
Преподобный не был отрешен и от мирских забот, человеческого участия к своему народу. Он молился за детей своих, плакал, переживал. Много трудов положил на примирение враждующих, пешком исходил пол-России, ходил в Нижний Новгород, Рязань. Наставлял, вразумлял.
Святой угодник благословил на битву с татарскими захватчиками князя Димитрия Донского и дал ему в помощь своих иноков — Осляблю и Пересвета. И молился все время, пока шла Куликовская битва. Победа русскому войску была обеспечена не только храбростью наших воинов, но и молитвами Сергия Радонежского.
К нему постоянно шел народ, и преподобный старался сделать все возможное и невозможное, чтобы облегчить участь тех, кто приходил к нему. Из жития святого видим, что он совершал огромное количество чудес: исцелял, утешал, даже воскресил мертвого младенца, которого отец принес к келье чудотворца. Он не гнушался никем и никогда.
Однажды преподобный Сергий молился Богу, переживая за людей, которые вверили ему свои души, просил Христа и Божию Матерь, чтобы Те сами позаботились о них. И Матерь Божия сказала: «Обитель твоя никогда не будет в оскудении. Какие бы трудности ни пережила, она всегда будет восстанавливаться».
Прошли столетия. Все исполнилось. Неоднократно приходили татары, разоряли обитель. Но монастырь снова возрождался. Когда в XVII веке началось Смутное время и судьба страны висела на волоске, крепостные стены лавры не сдались многократно превосходившему по численности врагу. Потому что сила духа сопротивлявшихся монахов и стрельцов была столь велика, что невозможно было ее сокрушить. Отсюда же рассылались письма с призывом к объединению, дошедшие до Минина и Пожарского и подтолкнувшие их к действию.
Митрополит Антоний Сурожский как-то сказал, что «нам, живущим на земле, надо молиться, чтобы и нам найти путь простоты и цельности, молиться о мире, земле нашей, которую преподобный Сергий Радонежский так умел любить. Чтобы на ней, как и при нем, после страшного татарского ига жила благодатная оттепель, мир, любовь и единомыслие среди людей, основанные на вере в Бога, в человека, в то, что Господь есть Господь земной истории, что все события в жизни в конечном итоге — это тайны спасения мира…»
2.
История лавры необычайно богата. В свое время русские цари неоднократно бывали в лавре в качестве паломников. Иван Грозный был крещен здесь. Не раз отправлялись в паломничество в обитель юный Петр Первый, императрица Елизавета Петровна.
… Для тех, кто впервые посещает Троице-Сергиеву лавру, знакомство с ней начинается с Надвратной церкви. Когда-то в ней проводил отчитку бесноватых архимандрит Герман. Впоследствии он нес свое служение в окололаврском храме святых апостолов Петра и Павла. А в прошлом году заболевший ковидом отец Герман скончался, это большая потеря для нашей Церкви.
Если войти в лавру, то слева возвышается главный храм — Троицкий собор с приделом Никона Радонежского, любимого ученика преподобного Сергия. Собор не очень большой по размеру, это первый каменный храм в лавре, построенный в 1422-1423 годах.
Летом к мощам здесь всегда очередь. Лица свои, родные, с понятным и таким близким всякому православному паломнику благоговением перед святыней. Но много и китайцев. Для них лавра тоже стала одним из основных мест, которые надо посетить при поезд-ке в нашу страну. Хотя видимых следов религиозного чувства не заметно.
В храме все время поют акафист преподобному Сергию. Над серебряной ракой с его мощами висят негасимые лампады.
Вот в толпе мелькнуло лицо певца Н. Гнатюка. А вот две монашки-китаянки в длинных юбках, в их руках тексты акафиста преподобному.
Рядом с ракой знаменитые врата, пробитые ядром во время осады обители поляками в Смутное время. Кстати, еще одно напоминание об этом времени — усыпальница семьи Годуновых рядом с большим Успенским собором. Именно для него преподобный Андрей Рублев писал свою «Троицу». Сейчас это самая известная в мире икона. Тончайшее умозрение в красках триединства Бога стало возможно благодаря молитвенным откровениям преподобного Сергия.
За створкой ворот, пробитых ядром, — придел. Там хранится множество мощей различных святых — настоящая сокровищница лавры. Кусочек камня от Гроба Господня, кусочек от Креста Господня, мощи преподобного Никона Радонежского тоже здесь.
Если выйти из Никоновского придела, то до входа в храм преподобного Сергия Радонежского с Трапезной палатой очень близко. В этом храме покоятся мощи святых Максима Грека и Антония Радонежского.
На площади можно набрать лаврской воды, обладающей исцеляющей силой. Крест, из которого она льется, находится в живописной беседке. Воду в монастыре вымолил преподобный Сергий.
Могилы недавно почивших лаврских старцев украшены живыми цветами. Память об отцах Кирилле и Науме живет в сердцах многих верующих людей. У кого-то из них жизнь изменилась лишь от единственной встречи с этими старцами.
В Успенском соборе лавры тоже много святынь: мощи преподобного Иннокентия, митрополита Московского; деревянный гроб преподобного Сергия, в котором раньше находились его мощи; чудотворные иконы и удивительные росписи великих иконописцев. Чудеса в лавре продолжают происходить. Об этом издаются новые книги. Святой заступник молится о нас, о Русской земле, и его обитель, как маяк, светит всем заблудившимся и отчаявшимся людям, плывущим в бушующем житейском море.
Вместо эпилога
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «История нашего Отечества в XX веке является ярким примером того, как самые мощные человеческие усилия, осуществляющиеся вне связи с Богом, разрушаются подобно Вавилонской башне. Поэтому, может быть, самый главный урок, который преподает нам преподобный Сергий, который преподает нам Святая Русь как немеркнущий, неумирающий идеал, — в том, чтобы мы сохраняли этот идеал, к нему устремлялись, а на пути к этому идеалу делали все возможное для того, чтобы жизнь наша становилась чище, светлее, справедливее, чтобы народ наш обретал единство, духовную силу и способность решать все проблемы, которые встают на его историческом пути».
Валентина Хрусталёва