К кому могут обратиться за помощью дети? Это могут быть родители, близкие родственники, значимый для ребенка взрослый.
Когда ребенок решается рассказать родителю, что столкнулся с мошенником или преступником в интернете, взрослый может растеряться. Важно оценить и понять потребности ребенка в этот момент. Взрослый, который первым услышал крик ребенка о помощи или заметил признаки, свидетельствующие об интернет-угрозе, должен помнить, что помощь оказывается по принципу экстренной помощи в самолете – сначала себе, а потом ребенку.
Родители могут испытывать те же чувства, которые испытывает их ребенок – гнев, стыд, вину. Поэтому необходимо обратиться к себе, к своим реакциям: что со мной происходит? Прежде чем принимать те или иные решения, родителям важно понять собственные переживания, понять, что с ними происходит, успокоиться, вспомнить, что все ситуации решаемы, и постараться транслировать спокойствие ребенку.
Почему это важно?
Ребенок ожидает от нас, что мы надежные как родители. Ребенок ожидает от своих друзей надежности, что они его не подведут в той или иной ситуации. Ребенок ожидает от своего близкого окружения надежности. Именно надежность создает ощущение доверия: я могу тебе доверять, потому что ты надежен.
Что может сделать родитель:
1. Поговорить с ребенком. Говорить нужно конкретно, не затрагивая факты из прошлого, понятно, просто, открыто и искренне. Это формирует навык надежности, который помогает транслировать спокойствие ребенку. Чувство, что ребенок больше не одинок, придает сил. А силы понадобятся, чтобы выстоять против злодея.
2. Обеспечить безопасность. Нужно сделать акцент на том, что ребенок не является причиной ситуации, которая произошла в сети. Избегать длительной разлуки. Убедить в технических мерах защиты, например, удаление контента, блокировка нежелательного контента. Важно составить план защиты на ближайшие часы, на следующий день, на ближайшие дни. Рекомендуем собрать все сведения, все детали и с ними обратиться за помощью в службу безопасности, правоохранительные органы, чтобы защитить ребенка.
3. Наблюдать. После того, как ситуация разрешилась, дети и родители могут переживать посттравматические стрессовые расстройства. Через какое-то время могут возникнуть суицидальные мысли, суицидальная тревога и направленность. Сам факт того, что ситуации уже нет, не значит, что помощь не нужна. Важно как можно точнее понять состояние и предпринять все необходимые действия для того, чтобы и родители, и дети получили соответствующую помощь.
4. Обратиться за помощью:
· в службу безопасности;
· за психологической консультацией;
· в оперативные государственные структуры.
Данная информация может быть использована психологами, учителями, родителями с целью профилактики суицидального поведения детей и подростков